Лидерские технологии – секрет успеха

В начале дискуссионной сессии помощник заместителя председателя Правительства РФ, модератор дискуссии Вениамин Каганов затронул тему особенностей человека-лидера в определенных ситуациях, где главным фактором эффективности коллектива является творчество. В пример он привел различные арт-проекты, создание новых фильмов, а также разные проекты в области туризма.

В онлайн-обращении Андрей Никитин, недавно возглавлявший Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, а на данный момент действующий губернатор Новгородской области, высказал мнение об использовании лидерских инструментов для развития территорий государства. По мнению Андрея Никитина, наиболее активные люди в маленьких и не особо развитых субъектах, не находя места на своей земле, уезжают в крупные города, Москву или Санкт-Петербург, и там уже реализуются. «Чем больше активных людей уезжает, тем меньше шансов у области на развитие, на то, что область сможет догнать или даже перегнать другие субъекты РФ», — утверждает губернатор Новгородской области. Он обратил внимание аудитории на то, что вопрос лидерства также заключается в нахождении «места для подвига» на территории субъекта, который даст шанс человеку-лидеру развиваться в том направлении, в котором он желает. Кроме того, Андрей Никитин упомянул о конкурсе «Лидер России», который помогает выявлять человека с лучшими качествами «вождя». Губернатор уверен, что локальные лидерские конкурсы сильно обновляют работу небольших областей и придают им динамику развития.

На тему лидерских технологий в технологическом бизнесе высказался главный управляющий директор «Альфа-Банка» Владимир Верхошинский. «В современном мире лидерские данные — это основное конкурентное преимущество, секреты и факторы успеха», — убежден спикер. Кроме того, Владимир Верхошинский, основываясь на данных BCG (Boston Consulting Group), сказал, что за 30 лет сложность сведения бизнеса выросла в 5–6 раз. Это значит, что лидерам-руководителям в настоящее время намного сложнее вести свои компании к успеху. Директор банка считает, что в первую очередь данная проблема связана с развитием цифровых технологий. Парадокс, на взгляд Владимира Верхошинского, состоит в том, что совершенствование технологий и повышает производительность труда, и одновременно затрудняет внутренний процесс организации работы компании. «Несмотря на кризис, многие банки не могу встроиться в современную изменившуюся среду ведения бизнеса, поэтому сейчас их становится все меньше и меньше», — говорит главный управляющий директор «Альфа-Банка». Помимо этого, Владимир Верхошинский считает, что в настоящее время успех всех банков и различных организаций зависит от перехода от модели изолированной работы лидеров-управляющих к модели их кросс-взаимодействия.

О лидерстве в системе образования на экспертной дискуссии говорил Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета. По его мнению, на данный момент образовательная система только задумывается над развитием подготовки лидерских качеств. «Вопрос о лидерстве образовательных учреждений заключается в вопросах о смыслах, ценностях и целеполагании», — говорит ректор ТГУ. Одним из главных факторов лидерства, по мнению Эдуарда Галажинского, является коммуникация с людьми. Кроме того, обсуждение ценностей, понимание дальнейшего развития и осознание ответственности есть основа вузовских лидерских качеств. Во время дискуссии ректор Томского государственного университета поделился выводами своих исследований. Он выделил 3 главных принципа: управление саморазвитием (ставка на «само»), 3 режима изменений (run, change, disrupt) и ставка на экосистему.

Первый заместитель генерального директора ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» Павел Попов сделал акцент на том, что главная задача, которая стоит сейчас перед всеми корпорациями, – это воспитание лидеров из тех людей, которые уже давно работают в этих объединениях. Благодаря проведенной в 2017 г. программе для управленцев, ОРКК выделила 3 ключевых направления и стала развивать их для формирования общей идеологии и понимания работниками того, что они делают. «Первое направление, - сказал спикер, –внутреннее предпринимательство». По мнению первого заместителя генерального директора, предпринимательство – это возможность решения сотрудниками видных проблем в корпорации. Второе, что выделил Павел Попов, – умение превращать данные в информацию и использование этой информации для решения каких-либо бизнес-задач. И последнее – навык формулирования цели (идеи). Топ-менеджер уверен, что каждый работник в команде, помимо лидера-управленца, должен по итогу иметь все эти 3 качества. «Без команды никакого лидерства не существует», - считает Павел Попов.

Тему конвергентного лидерства затронул доктор экономических наук Дмитрий Еделев. По его мнению, человек, который способен выходить из зоны психоэмоциональной в новую обновленную среду, также способен обладать новой силой самостимулирования. «На данный момент, - говорит Дмитрий Еделев. – подготовка конвергентного лидерства, которого нет пока, к сожалению, в России, — это та задача, которая поможет определить новых эффективных креативных лидеров для будущего нашей страны».

К высказываниям доктора экономических наук присоединилась президент Ассоциации граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования «МАКО» Ольга Голышенкова. Она считает: «Конвергентное лидерство – это про сотрудничество и разделенное лидерство: когда не один «вождь» за все в ответе, а все остальные просто принимают то, что он говорит, а именно сотворчество всей команды».

Подводя итоги экспертной дискуссии, Вениамин Каганов предложил в будущем создать программу конвергентного лидерства, которая будет полезна всем желающим, которые хотят сделать из своих коллективов на своих территориях/организациях «коллективного лидера». 

Софья Шишкова, РАНХиГС


Все видеозаписи X Гайдаровского форума – 2019

Организаторы Х Гайдаровского форума:

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – издательство «Просвещение», Coca-Cola, группа компаний «Фармстандарт», корпорация «Российский учебник», SANOFI, Группа компаний «АКИГ», Novartis, Johnson&Johnson, ОАО «РЖД», MSD, Mastercard. Партнеры – EY, Cisco, Российский фонд прямых инвестиций. Партнерами дискуссии станут Philips, «Черкизово», АО «РВК».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – «Россия 24», Forbes, ТАСС, РБК. Официальное информационное агентство – МИА «Россия сегодня». Генеральный радиопартнер – Business FM. Стратегические информационные партнеры – ИД «Коммерсантъ», Russia Today, «Интерфакс» и «Газета.ру». Главные информационные партнеры – МИЦ «Известия», «Профиль», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Международные информационные партнеры – Sputnik, Cision. Информационные партнеры – АЭИ «ПРАЙМ», «Российская газета», информационное агентство RNS, радиостанция «Эхо Москвы», News.Ru, «Полит.ру», «Парламентская газета», телеканал «ПРО БИЗНЕС», «Стратегия», AK&M, BRICS, еженедельник «Экономика и жизнь», Национальный банковский журнал, журнал «Эксперт Татарстан», информационная платформа «Умная страна», Financial One, «НААНС-МЕДИА», научно-политический журнал «Государственная служба».

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTube,  Instagram.