На Гайдаровском форуме обсудили инвестирование в образование (ВИДЕО)

В рамках Х Гайдаровского форума прошел деловой завтрак журнала Forbes, посвященный приоритетам, мотивам и проблемам инвестирования в образование в России. Эксперты обсудили критерии доходности таких инвестиций, а также влияние частных инвестиций на развитие образовательной системы как фактор государственной конкурентоспособности.

Модератор дискуссии Николай Усков, редакционный директор Forbes Russia, отметил, что, хотя эффективность образования является залогом национальной безопасности и важнейшим ресурсом в развитии цивилизации, доля ВВП в образовательном секторе составляет 3,6 %. На фоне мировой статистики сектор частных инвестиций в России пока незначителен, по сравнению, например, с США, где частные инвестиции на одного студента составляют почти 2/3 от общих затрат на него. Общий объем филантропического сектора России составляет 340–460 млрд рублей, при этом неизвестно, сколько из этого сектора тратится на образование.

Модератор обозначил главные вопросы дискуссии: «Мотивации государства и частных лиц: в чем разница и где есть точки соприкосновения?», «Что мешает притоку частных денег в систему образования?», «Почему нужны частные учебные заведения?»

Владимир Узун, ко-хост завтрака, президент АО «Управляющая компания «Просвещение», отметил: «На протяжении последних 15 лет частные вложения в систему образования растут, но недостаточными темпами. Корпоративный сектор чаще всего вкладывается или в систему высшего образования, так как выпускники вузов ближе к работодателю, или в социальные программы. Действительных моделей, по сути, три: это либо благотворительность, либо кредитные инструменты или, что очень редко, бизнес-проекты в том смысле, в котором мы привыкли это понимать. Системного инструмента инвестирования, особенно в школьное и дополнительное образование детей, пока нет. 

Думаю, что нам пора  объединить усилия, опираясь на лучшие практики друг друга, возможности и ресурсы. Всем нам нужны  понятные и простые правила, механизмы. Одним из таких  механизмов мог бы стать закрытый паевый инвестиционный фонд (ЗПИФ)  с управляющей компанией, аккумулирующей все лучшие практики, обеспечивающей комплексное управление всеми образовательными центрами и проектами. Таким образом,  инвестировать в образование смогут не только крупные игроки, и рынок никем не будет монополизирован».

Ольга Васильева, министр просвещения РФ, подчеркнула, что подход к инвестициям в образование в России необходимо формировать на основе комплексной поддержки всей системы образования. Разовая поддержка регионов по строительству школ не может ответить на запрос формирования истории единой страны. Частные инвесторы могут выполнить ту роль, которую исполнило государство, например, в 30-е годы XX века, пригласив на 7 лет крупнейших зарубежных специалистов для быстрого обучения русских коллег. Иным примером системного подхода к формированию эффективной образовательной среды, с точки зрения Ольги Васильевой, может служить «Кванториум».

Социальный предприниматель Рубен Варданян отметил, что сейчас образование стало ключевой конкурентной компетентностью региона. Экономическое развитие регионов и бизнес-успех стал зависеть от развития экосистемы из четырех факторов: необходимости создания конкурентоспособного образования для талантливого человека, создания платформы для его реализации, для поддержки его детей, обеспечения его безопасности и медицинской поддержки. С другой стороны, развитие бесплатного и доступного онлайн-образования может лишить студента того опыта, мудрости, среды и социализации, которую обеспечивает преподаватель. Рубен Варданян подчеркнул ключевую необходимость изменения отношения к профессии учителя, важность возвращения уважения к нему.

Петр Авен, председатель Совета директоров «Альфа-Банка», подчеркнул, что именно благодарность к своим преподавателям является для него главной мотивацией по вложению миллионов долларов в систему образования. Он отметил отсутствие приоритета развития такого общественного блага, как инвестиции в образование, отсутствие самой моральной атмосферы для этого, хотя это должно быть нормой поведения. Петр Авен считает, что не нужно противопоставлять частные и государственные школы, а следует стремиться к созданию большего числа специальных школ, элитных государственных школ, при поступлении в которые имеет значение талант, а не деньги.

Предприниматель и филантроп Вадим Мошкович подчеркнул, что инвестиция в 200 млн долларов на проект школы для одаренных и мотивированных детей «Летово» – это моральный долг. Если в каждом регионе будет построена такая школа при поддержке частного бизнеса, то есть возможность выстроить правильную вертикаль адаптации ребенка к высшей школе и профессиональной деятельности через системное планирование траектории своего развития. Школа также готова делиться опытом формирования стандартов профпереподготовки преподавателей для формирования внеакадемических навыков.

Учредитель благотворительного фонда «ДАР» Никита Мишин отметил, что инвесторы не ждут возврата на капитальные затраты в 1 млрд рублей в Новую школу, предполагая, что через какое-то время школа выйдет на операционную окупаемость. Разнообразие в образовательной сфере Никита Мишин считает крайне желательным результатом совместных усилий государства и частного бизнеса. Одной из тем для развития в этой сфере может служить необходимость инвестирования в школы для детей иностранных специалистов, привлекаемых в Россию.

Председатель Совета директоров холдинга «Фармстандарт» Виктор Харитонин отметил, что такие компании, как «Фармстандарт», «Биокад» готовы тратить десятки миллионов долларов на корпоративное образование. Такое образование является бизнесом, при этом инвестиции в него измеряются часто не всегда деньгами, а тем эффектом, который приносят обученные люди и будущие сотрудники, если речь идет о практике привлечения школьников и студентов.

Участники бизнес-завтрака сошлись во мнении, что создание независимых институтов финансирования – эндаументов гарантирует устойчивость филантропической деятельности конкретных людей. В частности, эндаумент гарантирует долгосрочное финансирование школы, так как по закону можно тратить лишь накопленные проценты от всей суммы фонда. Например, сейчас эндаумент школы «Летово» покрывает лишь треть расходов, а для достижения цели войти в десятку лучших школ мира «Летово» необходим фонд в 0,5 млрд долларов через 5–10 лет.

В целом участники сошлись во мнении, что государственное финансирование решает крупные задачи массового образования, крупное частное финансирование образовательной отрасли – свои задачи, в том числе корпоративные, а эндаумент – свои. На базе «Рыбаков Фонда» создана платформа в 356 млн рублей для поддержки школ по созданию собственных эндаументов. Крупнейшими эндаументами в России считаются фонды Сколтеха, школы «Летово», а также эндаументы университетов МГИМО и Европейского университета.

Представитель Сколтеха отметил, что на сегодняшний день в России не создана и не создается экономика знаний. Отток специалистов огромен, а потому получается, что государство вкладывает в образование, чтобы подпитывать чужие экономики. И задача инвестиций в образование должна решаться неразрывно с задачей применимости ресурсов.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау отметил, что студенты Президентской академии стали рассматривать образование как инвестицию, и спрос на сложные программы гораздо выше, чем на более легкие. При этом еще 15 лет назад спрос был на диплом как результат денежных вливаний. Говоря об инвестициях в образование, не следует искать прямых закономерностей роста и гарантий экономического роста, временная эффективность инвестиций зависит от типа образования, в которое идут вливания.

Представители онлайн-образования отметили, что, с одной стороны, концепция лайфлонг-образования не гарантирует большой заработок для основателей онлайн-школ, так как они конкурируют с соцсетями и развлекательными порталами. Поэтому маленькие частные «быстрые» бизнесы способны разворачивать внимание людей к образованию быстрее, чем большие структуры. С другой стороны, Максим Спиридонов, генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп», сделал прогноз о том, что следующая большая диджитал-компания, которая будет создана в мире, – это образовательная компания. А значит, есть вероятность для инвестиций в создание лидера, который через 10–15 лет будет занимать долю рынка, станет прибыльным бизнесом и будет играть как на онлайн-, так и офлайн-рынке России.

Все видеозаписи X Гайдаровского форума – 2019

Организаторы Х Гайдаровского форума:

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – издательство «Просвещение», Coca-Cola, группа компаний «Фармстандарт», корпорация «Российский учебник», SANOFI, Группа компаний «АКИГ», Novartis, Johnson&Johnson, ОАО «РЖД», MSD, Mastercard. Партнеры – EY, Cisco, Российский фонд прямых инвестиций. Партнерами дискуссии станут Philips, «Черкизово», АО «РВК».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – «Россия 24», Forbes, ТАСС, РБК. Официальное информационное агентство – МИА «Россия сегодня». Генеральный радиопартнер – Business FM. Стратегические информационные партнеры – ИД «Коммерсантъ», Russia Today, «Интерфакс» и «Газета.ру». Главные информационные партнеры – МИЦ «Известия», «Профиль», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Международные информационные партнеры – Sputnik, Cision. Информационные партнеры – АЭИ «ПРАЙМ», «Российская газета», информационное агентство RNS, радиостанция «Эхо Москвы», News.Ru, «Полит.ру», «Парламентская газета», телеканал «ПРО БИЗНЕС», «Стратегия», AK&M, BRICS, еженедельник «Экономика и жизнь», Национальный банковский журнал, журнал «Эксперт Татарстан», информационная платформа «Умная страна», Financial One, «НААНС-МЕДИА», научно-политический журнал «Государственная служба».

Программа Гайдаровского форума

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTubeInstagram.