На Гайдаровском форуме обсудили, можно ли воспитать изобретателя

Гайдаровский форум в РАНХиГС стал площадкой для обсуждения вопросов компетенции и ценностной матрицы современного изобретателя.

На текущий момент система образования в России призвана формировать навыки, знания и творчество, однако этим сегодня почти не занимаются. «Зачастую школа убивает творческое начало, потому как учебники построены по дедуктивной модели, когда итоговый результат предшествует доказательству», – озвучила тезис модератор, генеральный директор Фонда новых форм развития образования Марина Ракова.

Необходимость изменения образовательной системы становится очевидной, и это почувствовала ГК «Ростех». Компания приняла решение создать собственную систему корпоративного образования.

Директор корпорации Дмитрий Волошин рассказал о том, что «Ростех» находится на стадии глобальной трансформации. Изменения связаны со стремлением войти в топ-5 ведущих мировых корпораций, что возможно только при кардинальной диверсификации продуктового сервисного портфеля. Решение этой задачи нереально без работы с человеческим капиталом, который связан с креативностью и эмоциональным интеллектом. По мнению Дмитрия Волошина, все необходимые составляющие для решения задач корпоративного образования уже существуют в России.

На текущий момент система поступления в учреждения высшего образования предусматривает фиксацию знаний. При этом навыки и умения практически не оцениваются. Стоит ли дать поблажку ребенку, не знающему уравнение Максвелла, но умеющему собрать коллектор для двигателя? На этот вопрос ответил ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики  Владимир Васильев: «Пока что со стороны вуза мы не можем найти людей, которые точно будут потребителями людей с креативным началом. На мой взгляд, сейчас не так много компетентных людей, которые смогут продать свои идеи. Это вопрос спроса. Если вузы хотят получить абитуриентов, то они должны предоставить потребителя продукта, который будущий студент будет производить. То есть результат деятельности должен быть востребован. Нельзя делать продукт ради продукта и технологии ради технологий».

Советник гендиректора Фонда содействия инновациям Иван Бортник считает, что отличную альтернативу экзаменам составляет олимпиада НТИ (Всероссийская инженерная олимпиада). Вопрос только в том, какие на этой олимпиаде должны быть задания: помимо креатива важны фундаментальные знания. Есть два понятия – «инноватор» и «изобретатель», которые достаточно сильно различаются: «По долгу службы меня больше интересует инноватор, потому что эти ребята превращают любое изобретение в продукт. Изобретатель будет изобретать независимо от спроса. На изобретателя и так его нет, но он все равно изобретает. Он разорит семью, но все равно изобретает. Я не согласен с тезисом, что школа разрушает. Подготовка к изобретательству – нормальный процесс в системе школьного образования. Но после превращать научного работника в инноватора – бесполезный номер. Я считаю, что очень важно вовремя выявить инновационный ген».

Новые промышленные проекты постоянно реализуются. За два последних года Фонд развития промышленности поддержал около 200 проектов. «Проблема заключается в том, что в основном работа нацелена на краткосрочный результат, на окошко, которое дало импортозамещение», – говорит директор фонда Алексей Комиссаров. Компаний, жаждущих перспективной работы очень мало, так как это далекий горизонт прибыли, которая придет не сразу. По мнению эксперта, в этом заключается большая угроза для экономики и промышленности России. Тем не менее почти все топ-менеджеры западных компаний, которые приходят в нашу страну, рассматривают российский рынок со стороны креативного человеческого капитала.

«Интерес к нашим разработчикам есть, но нет структурированного спроса. Поэтому не понятно, чего конкретно хотят от вуза. Я уверен, что ситуация будет меняться, потому что сейчас есть тенденция изменения профессий. Если много веков назад профессия передавалась из поколения в поколение, то сейчас человек за свою жизнь сменит несколько профессий. И в этой новой парадигме востребованность изобретателей будет только выше», – добавил Алексей Комиссаров.

В завершение круглого стола эксперты обсудили проблему тренда поглощения внутришкольным пространством и виртуализации жизни будущих специалистов.

Екатерина Букина, РАНХиГС

Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт Егора Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).

Генеральный партнер – ПАО «Газпром». Финансовый партнер – Банк «Открытие». Стратегические партнеры – АО «Газпромбанк», Unilever, Группа компаний АКИГ, «Джонсон и Джонсон», «Новартис», Mastercard, Фонд Егора Гайдара, MSD, O1 Group, ОАО «РЖД», Coca-Cola. Официальные партнеры – Microsoft, РВК. Партнеры – EY, Cotton Way, Союз российских пивоваров, Томская область. Страховой партнер – Росгосстрах.

Генеральные информационные партнеры – телеканал «Россия-24», ИД «Коммерсантъ», Генеральное интернет-СМИ – «Газета.ру», генеральный радиопартнер – Business FM, стратегические информационные партнеры – ТАСС, телеканал RT, РИА Новости. Главные информационные партнеры – «Интерфакс», ПРАЙМ. Информационные партнеры – «Российская газета», Известия, RNS, Полит.ру, проект «Сноб», The Moscow Times, телеканал «Страна», Thomson Reuters, ИА «Синьхуа», Агентство «Эфе» (Испания), РИА «ФедералПресс», Феникс-ТВ (Китай), PR Newswire, радиостанция «Эхо Москвы», журналы «Стратегия», BRICS, Национальный банковский журнал, «Государственная служба», Журнал «Москва – Пекин. Две страны – одно дело», RAEX, ИА Финмаркет, AK&M, «Экономика и жизнь», China Radio International, «Регион развития», Журнал «Банковское дело», Financial One, «Эффективное здравоохранение», РИА «Стандарты и качество», Business Excellence, «Банковское обозрение», РАИ-Радиотелевидение Италии.