На Гайдаровском форуме обсудили производства вакцин и вакцинацию населения

17 января в рамках Гайдаровского форума была проведена экспертная дискуссия на тему «Повышение эффективности национальной системы иммунизации населения». Участники мероприятия обсудили оптимальные сценарии обеспечения вакцинации населения. Еще один важный вопрос сессии: каким образом должен выглядеть процесс расширения национального календаря вакцинации, чтобы отвечать текущим вызовам.

Открыл дискуссию Александр Плакида, исполнительный директор платформы «Эффективное здравоохранение», управляющий партнер «Альянс Консалтинг». Он заметил, что вопросы болеющего населения, развития национального календаря в области вакцинации уже поднимались на форуме в предыдущие годы. С тех пор было принято решение заняться этим проектом.

Затем модератор передал слово Андрею Говоруну, ведущему специалисту компании «Альянс Консалтинг». Эксперт рассказал о своем исследовании, целью которого была разработка модели оценки экономического бремени заболевания и эффекта вакцинации и апробация модели на примерах заболеваний различных профилей. Он продемонстрировал результаты работы, рассмотрев такие заболевания, как РВИ и ВПЧ. Специалист показал, что бремя составляет около 20 млрд руб. в год, и сделал вывод о том, что часть этого бремени может быть устранена посредством вакцинации.

После презентации исследования к дискуссии подключилась Елена Байбарина, директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения. Она отметила значимость создания подобных моделей для снижения смертности населения. Доктор медицинских наук обратила внимание на локализацию производства вакцин. Это, по ее мнению, приведет к снижению затрат и большему эффекту действия вакцин.

«Денег на исследования жалеть не нужно», – сказал в ходе дискуссии Абел Аганбегян, заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС, академик РАН. Необходимо сначала качественно подготовиться, а только потом принимать решения. «Мы очень недофинансируем наше здравоохранение», – отметил академик. Он подчеркнул важность расчета эффективности вакцинации. Необходима конкретика локализации производства вакцин, а не общие слова. Также заведующий кафедрой в Президентской академии предложил ввести ответственность граждан, которые отказываются от вакцинации.


Ирина Михеева, заведующая лабораторией иммунопрофилактики ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора», говорила о ретроспективности обсуждаемой модели в связи с тем, что в рамках ее создания не учитывались такие факторы, как обеспечение детей до трех лет бесплатными лекарствами. Также специалист сказала, что необходимо создать независимую консультационную группу по расширению национального календаря вакцинации. В ответ на это предложение Наталья Костенко, заместитель директора Департамента науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью при Министерстве здравоохранения РФ, заметила, что на следующей неделе в Минздраве пройдет совещание по вопросу создания такой группы.

Владимир Христенко, президент компании «Нанолек», говорил о том, что остается невыясненным вопрос с прививками, которых нет в национальном календаре. Он выступил за развитие календаря прививок.

Итогом дискуссии стало достижение консенсуса о необходимости создания моделей оценки экономического бремени заболевания и эффекта вакцинации, а также о значимости локализации производства вакцин для сфер здравоохранения и экономики. Эксперты согласились, что нужно создать независимую группу по вопросам вакцинации.


Елена Нозикова


Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).

Аккредитация СМИ.

Программа Гайдаровского форума

Telegram-канал Гайдаровского форума

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTubeInstagram

Генеральные партнеры – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Novartis, Johnson&Johnson, ОАО «РЖД», MSD, «АстраЗенека», Группа компаний АКИГ, Mastercard, Coca-Cola, АО «Российский Сельскохозяйственный банк», Группа компаний «Фармстандарт», Microsoft. Партнеры – O1 Group, компания Unilever, EY, Союз российских пивоваров, Российский фонд прямых инвестиций, АО «РВК».

Генеральные информационные партнеры – телеканал «Россия-24», РБК, ТАСС. Официальное информационное агентство – МИА «Россия сегодня». Генеральное интернет-СМИ – Газета.RU. Генеральный радиопартнер – Business FM. Стратегические информационные партнеры – ИД «Коммерсантъ», телеканал RT, «Интерфакс». Главные информационные партнеры – «Российская газета», РИА «Федералпресс». Информационные партнеры – АЭИ «ПРАЙМ», агентство EFE, Полит.ру, «Эксперт РА», радиостанция «Эхо Москвы», «Парламентская газета», BRICS, Национальный банковский журнал, журнал «Банковское обозрение», Financial One, РИА «Стандарты и качество», AK&M, еженедельник «Экономика и жизнь», журнал «Инвест-Форсайт», журнал «Стратегия», НААНС-МЕДИА, научно-политический журнал «Государственная служба», телеканал ПРО БИЗНЕС, информационно-сервисный портал «Индикатор», журнал «Банковское дело», информационное агентство RNS, журнал Business Excellence, Cision, журнал «Бюджет», информационная платформа «Русская планета – Умная Россия».