На Гайдаровском форуме обсудили регулирование рынка алкогольной продукции

В заключительный день Гайдаровского форума состоялась экспертная дискуссия «Варианты регулирования рынка алкогольной продукции и их социально-экономические эффекты».

В рамках сессии обсуждались вопросы, которые влияют на общественную жизнь и на развитие экономики в целом. На круглом столе были рассмотрены современные тенденции в регулировании алкогольного рынка в мире и в Российской Федерации. Был затронут и актуальный для отрасли вопрос – выбор оптимальной стратегии акцизного налогообложения алкогольного рынка в нашей стране.

На мероприятии с презентацией выступил Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. Спикер отметил, что в рамках Гайдаровского форума данная тема рассматривается уже не первый раз, но в предыдущие годы этот вопрос был на стадии обсуждения, а сейчас уже подведены некие выводы и можно обсудить конкретные итоги. Исследование Сергея Дробышевского полностью посвящено рассмотрению стратегии акцизного налогооблажения алкогольной продукции в России, с упором на пивной рынок. По словам спикера, стратегия снижения алкогольной зависимости в стране очень эффективна, заметны большие успехи. Прежде всего, почти в 2 раза снизилась смертность людей от алкогольной зависимости, это колоссальный результат. Алкогольная продукция тесно связана с экономикой, снижение доходов у граждан существенно повлияли на снижение продаж. В том числе докладчик обсудил вопросы по производству и продажи пива. В ближайшее время возможно подорожание этого алкогольного напитка из-за объемов производства, но о том, будет ли смягчение норм регулирования по отношению к пивному рынку и некоторых других видов алкогольной продукции, мы узнаем в ближайшем будущем, сказал Сергей Дробышевский.

Далее выступила Анна Дупан, директор Института проблем правового регулирования факультета права НИУ ВШЭ. По ее словам, для большинства граждан пиво не воспринимается как алкогольная продукция, а для многих это всего лишь напиток для утоления жажды. Эксперт привела в пример другие страны, сделав акцент на Германии и США, где существует множество домашних пивоварен, но продукция на выходе, естественно, в разы дороже. Пивные напитки не являются средством опьянения, только в единичных случаях, и это всего 1% потребителей. Во многих странах сейчас регулируется производство, в летние месяцы возрастает популярность слабого алкоголя, соответственно, в это время и снижается смертность. Самые главные особенности: нет добавленного спирта, что негативно сказывается на физическое состояние человека. При этом Анна Дупан отметила высокую себестоимость и тяжелое производство (т.к. производителю нужно соблюдать все правила, чтобы в итоге создать качественный продукт). До 2012 г. наблюдался эффективный рост продаж пива, был «бум» распространения, что опять же повлияло и на рост экономики. Анна Дупан отметила, что за последнее время начали ужесточаться законы, и они влияют не только на выпуск крепких напитков. На данном этапе регулирование рынка идет в пользу слабого алкоголя (вино и пиво). Но в итоге пошел спад производства, и было закрыто 12 заводов. Также она упомянула, что производителям нужно более четко описывать определение пива, в соответствии с составом. По мнению спикера, жесткие требования ограничения рынка алкогольной продукции должны быть установлены на уровне федерального закона. При этом существует множество нелогичных запретов, которые должны быть сняты, это потребность не только отрасли, но и экономики в целом.

В настоящее время объем нелегального рынка алкогольной продукции достиг 50% и стал огромной проблемой. Учитывая то, что вести легальный бизнес в этой сфере достаточно дорого, то многие предпочитают оставаться в тени и при этом хорошо зарабатывать. Поэтому в скором времени возможны новые ограничения: места, времени, возраста для продажи алкогольной продукции.

Джульетта Агаян, РАНХиГС