Регистрация на Форумe

Регистрация на форуме будет доступна позже

Ru

Свой прогноз об изменениях налоговой политики дали эксперты Гайдаровского форума

Заключительный день Гайдаровского форума открылся панельной дискуссией «Новая налоговая политика России: какие изменения нас ожидают с 2018 года?».

Тематика сессии отсылает к ежегодному посланию Владимира Путина Федеральному Собранию. В нем президент подчеркнул важность совершенствования налогового законодательства с учетом потребностей бизнеса и производителей, а также отказа от неэффективных инструментов. 2017 год, согласно указанию главы государства, должен быть посвящен обсуждению вариантов настройки налоговой системы с учетом задач экономического роста. Днем ранее в стенах РАНХиГС первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что «качество экономического роста зависит в первую очередь от налоговой политики государства».

Отталкиваясь от этих утверждений, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и модератор сессии Андрей Макаров предложил участникам поделиться соображениями о том, что нужно понимать под настройкой налоговой системы и «совместима ли задача сокращения налоговой нагрузки с мерами по сокращению бюджетного дефицита».

Отвечая на эти вопросы, министр финансов РФ Антон Силуанов отметил сложность задачи повышения эффективности налоговой системы без увеличения налоговой нагрузки: «Нельзя забывать о бюджете, так как налоги являются важным источником финансирования бюджетных обязательств. Сегодня сложился дисбаланс между доходами и социальными обязательствами правительства в размере 3,5% ВВП». По словам министра, в экономическом блоке пока что нет единого понимания того, какие расходные части бюджета нужно сокращать, чтобы выправить дисбаланс.

Антон Силуанов указал на необходимость в первую очередь усовершенствовать систему сбора налогов за счет администрирования, а не повышения налоговой нагрузки, а также отказаться от неэффективных расходов.

По словам министра экономического развития Максима Орешкина, налоговая система – это не только бюджет, но и инструмент, влияющий на всю экономическую активность в стране: «Для бизнеса важны стабильность и предсказуемость. Ему важны не только низкие налоговые ставки, но и понимание того, как эти ставки и вся налоговая система будут меняться в будущем. В этом случае бизнес может выстраивать долгосрочные планы и проекты». При этом министр посетовал на то, что снижению налоговой нагрузки препятствует объем теневого сектора, сокращение которого обеспечит приемлемый уровень налоговых поступлений даже при более низких ставках. 

Эту мысль главы МЭР президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин дополнил утверждением, что снижение нагрузки в перспективе выразится в расширении налоговой базы за счет выхода из тени ряда налогоплательщиков: «Для достижения целей экономического роста нужен рывок – радикальное улучшение налогового климата в сочетании со снижением фискальной нагрузки на бизнес».

В своей оценке перспектив снижения налоговых ставок президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин был не столь оптимистичен. «Не нужно говорить о том, чего мы не можем сделать. В ближайшие три года налоговая нагрузка снижаться не будет, потому что к этому нет предпосылок. На этом фоне уместнее говорить о перераспределении налоговой нагрузки, в первую очередь за счет освобождения фонда оплаты труда», – заявил Сергей Катырин. Вместе с этим эксперт призвал обратить внимание на актуальность дискуссии о фискальной нагрузке на бизнес в контексте масштабного роста неналоговых платежей: «По экспертным оценкам, неналоговые платежи составляют порядка 1% ВВП». Причем эта нагрузка различается в зависимости от отрасли, уточнил Катырин.

Антон Силуанов согласился с тезисом о необходимости структурного подхода при оценке налоговой нагрузки, охарактеризовав уровень нагрузки на фонд оплаты труда предприятий как «беспрецедентный».

В заключение сессии эксперты договорились совместными усилиями законодателей, финансового блока и бизнес-объединений уже в феврале–марте на практике приступить к проработке предложений по реализации поручений президента в области налоговой политики.

Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт Егора Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).Генеральный партнер – ПАО «Газпром». Финансовый партнер – Банк «Открытие». Стратегические партнеры – АО «Газпромбанк», Unilever, Группа компаний АКИГ, «Джонсон и Джонсон», «Новартис», Mastercard, Фонд Егора Гайдара, MSD, O1 Group, ОАО «РЖД», Coca-Cola. Официальные партнеры – Microsoft, РВК. Партнеры – EY, Cotton Way, Союз российских пивоваров, Томская область. Страховой партнер – Росгосстрах.

Генеральные информационные партнеры – телеканал «Россия-24», ИД «Коммерсантъ», Генеральное интернет-СМИ – «Газета.ру», генеральный радиопартнер – Business FM, стратегические информационные партнеры – ТАСС, телеканал RT, РИА Новости. Главные информационные партнеры – «Интерфакс», ПРАЙМ. Информационные партнеры – «Российская газета», Известия, RNS, Полит.ру, проект «Сноб», The Moscow Times, телеканал «Страна», Thomson Reuters, ИА «Синьхуа», Агентство «Эфе» (Испания), РИА «ФедералПресс», Феникс-ТВ (Китай), PR Newswire, радиостанция «Эхо Москвы», журналы «Стратегия», BRICS, Национальный банковский журнал, «Государственная служба», Журнал «Москва – Пекин. Две страны – одно дело», RAEX, ИА Финмаркет, AK&M, «Экономика и жизнь», China Radio International, «Регион развития», Журнал «Банковское дело», Financial One, «Эффективное здравоохранение», РИА «Стандарты и качество», Business Excellence, «Банковское обозрение», РАИ-Радиотелевидение Италии.