Тему межбюджетных отношений подняли на Гайдаровском форуме

Тему межбюджетных отношений подняли на Гайдаровском форуме

Взаимодействие федерального бюджета с бюджетами других уровней и поиск новых инструментов и подходов к финансовой политике обсудили спикеры Гайдаровского форума – 2017 «Россия и мир: выбор приоритетов» во время экспертной дискуссии «Межбюджетные отношения и разграничение полномочий: вызовы на среднесрочную перспективу».

Модераторами дискуссии о трансформации межбюджетных отношений в России выступили заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов и председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Сергей Рябухин. Открывая сессию, представитель Совфеда предложил к обсуждению темы стимулирования развития устойчивости бюджетно-финансовой системы субъектов РФ и инвентаризации полномочий по всем органам бюджетной системы.

«Моя позиция – заканчивать инвентаризацию нельзя, потому что это серьезный, фундаментальный задел, и надо закончить эту работу. Неплохо было бы вторым этапом провести инвентаризацию источников по всем четырем уровням бюджетных систем, и было бы совсем замечательно, если бы мы в бюджетном законодательстве ввели такую норму, как обязательный реестр, причем публичный – бюджетных обязательств по всем уровням, с расходами, с доходами. Это было бы правильно даже с точки зрения элементарной логики, прозрачности формирования межбюджетных отношений», – считает Сергей Рябухин. Кроме того, он напомнил участникам дискуссии о новом инструменте бюджетной политики – одиннадцати приоритетных направлениях проектного финансирования. «В составе есть и проекты, которые связаны с развитием экономического и налогового потенциала субъектов РФ», – напомнил модератор. По его мнению, необходимо найти механизмы, которые помогут связать с ним существующие программы.

Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Лариса Ерошкина рассказала о предварительных итогах исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации за 2016 г.: «Общий объем доходов субъектов вырос на 6% – мы ожидали, что будет порядка 3% роста; налоговые и неналоговые доходы – плюс 8%, прогноз у нас был плюс 6%; 77 регионов с положительной динамикой исполнили бюджет, 8 – с отрицательной динамикой по собственным доходам». Кроме того, по данным ведомства, доходы исполнялись с темпами выше, чем расходы.

Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк отметил, что, хотя совокупный объем долга субъектов перед Федерацией стабилизировался, тенденции к его снижению пока нет. «Суммарный консолидированный дефицит бюджетов субъектов РФ составил всего-навсего 57 млрд, при этом не надо забывать, что 58 субъектов Российской Федерации в этом консолидированном бюджете исполнили свои бюджеты с дефицитом на 1 января в размере 219 млрд рублей. 58 субъектов и 219 млрд рублей после проведения достаточно серьезных мероприятий говорят о достаточно тревожной ситуации с исполнением бюджетов», – подчеркнул он.

Об особенностях исполнения бюджетов в разных регионах со своими особенностями рассказали губернатор Алтайского края Александр Карлин, заместитель главы Архангельской области Алексей Гришков, министр правительства Москвы – руководитель Департамента экономической политики и развития Максим Решетников и член Совета Федерации Алексей Костюков. Споры вызвало перераспределение 1% налога на прибыль, «донорство» регионов и методы оптимизации бюджетной политики.

В дискуссии приняли участие представители экспертного сообщества. Александр Дерюгин, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, отметил, что нельзя рассчитывать на то, что когда-нибудь будут приняты единые для всех нормативы, абсолютно экономически обоснованные. «Минфин сделал в данном случае первую попытку оценить расходные обязательства регионов на основе реестра расходных обязательств, то есть прошел именно по отдельным обязательствам. У нас сейчас формула индекса бюджетных расходов (оценка расходов регионов), с одной стороны, достаточно простая, с другой стороны, на мой взгляд, там не учитывается очень важный фактор, который влияет на стоимость тех или иных ресурсов для региона», – отметил он.

Наталия Голованова, старший научный сотрудник Центра межбюджетных отношений Научно-исследовательского финансового института, напомнила, что регионы не всегда могут сами устанавливать свои расходные обязательства: «Практически все расходы на здравоохранение, а это более 14% консолидированных расходов бюджетов регионов, у нас заданы программой госгарантий, – сказала она. – Снизить расходы на дорожное хозяйство регионы тоже не могут, потому что они должны потратить столько, сколько у них закреплено в прогнозе по доходам. Соответственно, еще около 8% расходов консолидированных бюджетов связано. Плюс еще 4% расходов – это делегированные полномочия за счет субвенций. То есть более четверти расходов субъекты РФ просто не могут снизить!»​

Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт Егора Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).Генеральный партнер – ПАО «Газпром». Финансовый партнер – Банк «Открытие». Стратегические партнеры – АО «Газпромбанк», Unilever, Группа компаний АКИГ, «Джонсон и Джонсон», «Новартис», Mastercard, Фонд Егора Гайдара, MSD, O1 Group, ОАО «РЖД», Coca-Cola. Официальные партнеры – Microsoft, РВК. Партнеры – EY, Cotton Way, Союз российских пивоваров, Томская область. Страховой партнер – Росгосстрах.

Генеральные информационные партнеры – телеканал «Россия-24», ИД «Коммерсантъ», Генеральное интернет-СМИ – «Газета.ру», генеральный радиопартнер – Business FM, стратегические информационные партнеры – ТАСС, телеканал RT, РИА Новости. Главные информационные партнеры – «Интерфакс», ПРАЙМ. Информационные партнеры – «Российская газета», Известия, RNS, Полит.ру, проект «Сноб», The Moscow Times, телеканал «Страна», Thomson Reuters, ИА «Синьхуа», Агентство «Эфе» (Испания), РИА «ФедералПресс», Феникс-ТВ (Китай), PR Newswire, радиостанция «Эхо Москвы», журналы «Стратегия», BRICS, Национальный банковский журнал, «Государственная служба», Журнал «Москва – Пекин. Две страны – одно дело», RAEX, ИА Финмаркет, AK&M, «Экономика и жизнь», China Radio International, «Регион развития», Журнал «Банковское дело», Financial One, «Эффективное здравоохранение», РИА «Стандарты и качество», Business Excellence, «Банковское обозрение», РАИ-Радиотелевидение Италии.