Вопросы открытой науки рассмотрели на Гайдаровском форуме

Модераторами дискуссии выступили начальник отдела научно-информационного развития РАНХиГС Оксана Медведева и президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский. Они ознакомили участников со структурой дискуссии и обозначили три главные темы беседы: изменение системы научной коммуникации, влияние больших данных на принятие стратегических решений и новые возможности открытой науки.

По мнению генерального директора «Киберленинки» Дмитрия Семячкина, вслед за ростом скорости человеческой коммуникации растет скорость коммуникации научной. «Открытость, всеобщая доступность и удобство потребления стали действительно обыденными вещами», – заметил эксперт.

Тему изменений в научной коммуникации продолжил директор по метрикам компании Altmetric Майк Тэйлор. По словам эксперта, наука вышла на общественные площадки 350 лет назад и с тех пор она неотделима от общества. «По мере эволюции нашего общества развиваются новые потребности и новые возможности общения между учеными», – считает Майк Тэйлор.

Говоря о новых тенденциях представления научной информации, глава отдела издательских инноваций Springer Nature Мартин Ройлендс отметил формат видео. «Мы уходим от статей и цитат как от основного вида научных публикаций», – добавил эксперт.

Тему взаимодействия между организациями, занимающимися наукой, поднял директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дмитрий Мальков. «Для таких организаций, как вузы, институты, которые процветают за счет привлечения талантливых студентов, кадров, не использовать широкую массовую коммуникацию, взаимодействие с широкой аудиторией, взаимодействие со СМИ – это не просто упущенная возможность, а глупость», – считает спикер.


Принципиальным изменением, по мнению директора Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ Сергея Матвеева, стало то, что для проведения современных научных исследований необходимо использовать работы других ученых. «Раньше объект интереса рождал знание, сейчас знания рождают знания, поэтому научная коммуникация стала просто необходимым источником развития современной науки», – считает спикер. Отвечая на вопрос, как влияют большие данные на принятие стратегических решений, эксперт был краток, заявив, что никак. «Большие данные – это не способ принятия стратегических решений, это правильный способ диагностики», – считает Сергей Матвеев.

Директор по развитию инновационной экосистемы АО «РВК» Алексей Гусев отметил, что постепенно появляются инструменты, с помощью которых можно использовать большие данные для принятия правильных стратегических решений. «Проекты, собирающие информацию от грантодателей, или проекты, открывающие доступ к публикациям, приводят к тому, что повышается вероятность того, что мы сможем правильно анализировать эти данные и, соответственно, повышается вероятность принятия правильных управленческих решений», – добавил спикер.

Закончив отдельные выступления, участники сессии ответили на вопросы из зала, после чего модераторы подвели итоги дискуссии. «Мы должны создать условия, чтобы на любом уровне научной коммуникации у людей был максимум доступной информации, чтобы каждое решение, которое каждый из них принимает, было эффективным и качественным», – резюмировал Иван Засурский.


Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).

Аккредитация СМИ.

Программа Гайдаровского форума

Telegram-канал Гайдаровского форума

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTubeInstagram

Генеральные партнеры – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Novartis, Johnson&Johnson, ОАО «РЖД», MSD, «АстраЗенека», Группа компаний АКИГ, Mastercard, Coca-Cola, АО «Российский Сельскохозяйственный банк», Группа компаний «Фармстандарт», Microsoft. Партнеры – O1 Group, компания Unilever, EY, Союз российских пивоваров, Российский фонд прямых инвестиций, АО «РВК».

Генеральные информационные партнеры – телеканал «Россия-24», РБК, ТАСС. Официальное информационное агентство – МИА «Россия сегодня». Генеральное интернет-СМИ – Газета.RU. Генеральный радиопартнер – Business FM. Стратегические информационные партнеры – ИД «Коммерсантъ», телеканал RT, «Интерфакс». Главные информационные партнеры – «Российская газета», РИА «Федералпресс». Информационные партнеры – АЭИ «ПРАЙМ», агентство EFE, Полит.ру, «Эксперт РА», радиостанция «Эхо Москвы», «Парламентская газета», BRICS, Национальный банковский журнал, журнал «Банковское обозрение», Financial One, РИА «Стандарты и качество», AK&M, еженедельник «Экономика и жизнь», журнал «Инвест-Форсайт», журнал «Стратегия», НААНС-МЕДИА, научно-политический журнал «Государственная служба», телеканал ПРО БИЗНЕС, информационно-сервисный портал «Индикатор», журнал «Банковское дело», информационное агентство RNS, журнал Business Excellence, Cision, журнал «Бюджет», информационная платформа «Русская планета – Умная Россия».