Что нужно, чтобы реализовать экспортный потенциал?

Участники дискуссии «Сможет ли российская экономика совершить экспортный прорыв?», состоявшейся 15 января на XI Гайдаровском форуме, обсудили комплекс задач, решение которых необходимо для диверсификации и наращивания российского экспорта.

Необходимость диверсификации экспорта очевидна. Однако на этом пути возникает ряд как традиционных, так и нетривиальных вопросов – как расширить географию внешней торговли, как преодолеть внешнеэкономические санкционные ограничения, в каких видах господдержки наиболее заинтересованы экспортеры и какие из услуг приносят наилучший результат?

«Для правильного ведения внешнеэкономической деятельности нужно в первую очередь говорить о качестве. В долгосрочной перспективе нам нужен высокий уровень диверсификации и качества продуктов для выхода на международные рынки. 250 млрд долларов к 2025 году – для этого нам нужно 8–9% роста экспорта каждый год. Президент поставил такую стратегическую цель, и работа над этим активно ведется», – отметил модератор дискуссии Александр Кнобель, директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС.

«Что нужно, чтобы реализовать экспортный потенциал? Первое – продолжить улучшать деловой климат, условия ведения экспортной деятельности, снижать административную нагрузку на бизнес, в том числе по экспортным процедурам. Определенные успехи уже достигнуты. Практически нивелировано негативное воздействие валютного контроля, убирается административная и уголовная ответственность по нарушениям, связанным с валютным законодательством», – подчеркнул Михаил Снег, директор по экспортной политике и анализу АО «Российский экспортный центр».

Посол доброй воли ООН по промышленному развитию ЮНИДО Вероника Пешкова обратила внимание участников дискуссии на необходимость активнее мотивировать российский бизнес: «Россия – страна-донор ООН, мы выделяем деньги на осуществление проектов. Поэтому в ряде случаев мы можем поставить определенные ограничения, например, что контракт должен выполняться исключительно российскими поставщиками. Нужно вовлекать российский бизнес в данное направление».

В дискуссии о том, куда может экспортировать российская экономика и чего не хватает отечественным компаниям для выхода на новые рынки, также участвовали заместитель председателя ВЭБ.РФ Даниил Алгульян, директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок, профессор РЭШ Наталья Волчкова, директор аналитического центра НИУ ВШЭ Анна Федюнина и научный советник Международной школы экономики в Тбилиси Дэвид Тарр.

Доклад 1

Доклад 2


XI Гайдаровский форум «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия» проходит в Президентской Академии 15 и 16 января 2020 г. Форум сконцентрирован на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены Федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ. Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», АО «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Россельхозбанк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, Давыдов.Индекс, журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.