Экспорт продукции АПК повысит конкурентоспособность отрасли

Вклад экспорта в развитие производства внутри страны, влияние роста цен на внешнем рынке на стоимость сельхозпродукции для российских потребителей и последствия ограничений экспорта в виде квот, запретов и пошлин стали центральными темами экспертной дискуссии в рамках XI Гайдаровского форума «Влияние аграрного экспорта на российских сельхозпроизводителей и потребителей».

Сельское хозяйство России демонстрирует стабильный рост в течение последних 20 лет. По экспорту пшеницы наша страна занимает первое место в мире. Президент России поставил цель увеличить экспорт продукции агропромышленного комплекса вдвое – до 45 млрд долл. к 2024 году. Обсуждение строилось вокруг доклада «Влияние аграрного экспорта на сельхозпроизводителей и потребителей в России», подготовленного Центром агропродовольственной политики РАНХиГС. «Мы хотим акцентировать внимание на том, что экспорт продукции АПК – это не цель аграрной политики, а средство повышения конкурентоспособности российской продукции», – подчеркнула модератор дискуссии, директор Центра агропродовольственной политики Наталья Шагайда.

Исследование охватывает период с 2000 по 2018 год, а полученные выводы позволят «заглянуть в будущее российского агроэкспорта». Ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Денис Терновский, представляя доклад, отметил, что достижение к 2024 году задач, поставленных Президентом страны, «является нетривиальной задачей» и требует изменений в самой структуре российского экспорта и увеличения интенсивности почти в два раза, а диверсификация «должна достичь таких значений, которых в последние два десятилетия мы не достигали».

Эксперт также убежден, что за период с 2000 по 2018 год экспорт обеспечил 33,6% прироста аграрной продукции в России. «Делая выводы о вкладе экспорта в производство сельхозпродукции, я предложил бы под разными углами посмотреть на этот вопрос: где яйцо и где курица, что первично и что вторично, – так прокомментировал этот тезис директор Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Максим Титов. – И если говорить о 2000–2018 годах, я хотел бы обратить внимание на то, что в российском АПК в этот период были созданы условия для развития животноводства и растениеводства. И рост производства мяса птицы, который произошел, – это результат работы по импортозамещению прежде всего».

Второй секретарь по сельскому хозяйству посольства Польши в Российской Федерации Михал Чешковски рассказал об опыте Польши, которая занимает второе место по экспорту продукции АПК в ЕС. «Преимущество польского экспорта – переработка. Низкая стоимость рабочей силы и высокая конкурентоспособность продукции обеспечивают доминирование переработанной продукции в структуре экспорта – около 80%», – отметил специалист.

Участники обсуждения высказались в поддержку создания реестра мер господдержки – в интересах баланса между торговлей на мировых рынках и потреблением отечественной продукции внутри страны.

 

Гайдаровский форум проводится в Президентской Академии под эгидой Правительства РФ и за 11 лет стал одной из наиболее авторитетных экспертных площадок, которая в начале года традиционно задает вектор общественной и научной дискуссии. Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ. Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», АО «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Россельхозбанк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, холдинг «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.