Историческая экспертиза и политическая реальность

15 января, в первый день проходящего в Президентской Академии XI Гайдаровского форума «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», состоялась экспертная дискуссия «Нужны ли политикам советники по истории?». Спикеры обсудили, как на принятие политических решений внутри страны и на международном уровне могут влиять историки.

Модератором дискуссии выступил директор Института общественных наук РАНХиГС Сергей Зуев. Участники говорили о значении экспертов-историков в формировании политической картины и в понимании основных общественно-политических, экономических и культурных закономерностей и феноменов современности.

Профессор Оксфордского университета Дэвид Пристланд осветил в своем выступлении вопросы прикладной истории. По его мнению, сегодня историки теряют влияние, которое имели в прошлом, а основное внимание уделяется экономической сфере с целью улучшить положение населения. На примере вторжения в Ирак в 2003 году Пристланд объяснил, что специалистам необходимо придерживаться прикладной истории, чтобы давать советы и выступать в качестве связующего звена между политиками и историками-теоретиками.

Профессор Калифорнийского университета в Беркли Юрий Слезкин представил карту исторических сообществ на современной политической карте мира, разделив земной шар на несколько групп. Страны, изучающие собственную теорию, государства, исследующие историческое прошлое других, и державы, «обнимающие необъятное», — те, кто осваивает не только собственную историю, но и прошлое большинства стран мира. Такой интерес к историческим сведениям вызван сложившейся мировой ситуацией и усложнением межнациональных отношений.

«Историки есть везде. Если есть государство, у него может не быть армии, но есть школы, где есть уроки истории, а значит, есть учителя». Тем самым, как полагает автор популярного в России исследования «Дом правительства», доказывается необходимость педагогов — историков в школах и высших учебных заведениях.

Профессор истории Йельского университета Дэвид Энгерман уточнил, что роль социальных наук в политической сфере возрастает с каждым днём. Необходимо научить политиков использовать данные социальных наук, чтобы внедрять решения острых проблем на основе прошлых событий, а не ссылаться только на экономическую сферу и ее прогнозы, полагает Энгельман.

Однако, заявил эксперт, недопустима различная интерпретация исторических сведений, возможно только изменение подхода к устоявшимся данным. «Нам не нужно больше советников по истории, нам нужно больше преподавателей по истории для политиков».

По словам профессора Университета Нью-Йорка в Абу-Даби Георгия Дерлугьяна, с конца XX века сложилась ситуация, при которой советниками по истории у современных политиков служат экономисты, которые и дают ответы на актуальные вопросы. При этом «люди, принимающие решения, последний раз изучали историю в школе».

Таким образом, эксперты дискуссии сошлись на том, что историкам необходимо участвовать в политических дискуссиях и давать советы органам власти. Они призвали коллег активнее участвовать в написании школьных учебников и пособий, что позволило бы передать достоверные исторические знания будущему поколению.

Об отстаивании исторической правды о победе в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов говорил в тот же день и Президент России Владимир Путин, выступая с Посланием Федеральному собранию.

Софья Колосова


Гайдаровский форум проводится в Президентской Академии под эгидой Правительства РФ и за 11 лет стал одной из наиболее авторитетных экспертных площадок, которая в начале года традиционно задает вектор общественной и научной дискуссии. Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ. Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», АО «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Россельхозбанк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, холдинг «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.