Как и где обучать ведению бизнеса новое поколение?

Провокативную тему «Близок ли конец классических бизнес-школ» обсудили на экспертной дискуссии в первый день XI Гайдаровского форума в Президентской Академии. Главными вопросами стали оценка эффективности программ обучения в классических бизнес-школах, способы внедрения современных технологий в образовательный процесс, а также адаптация образовательных программ под потребности нового поколения.

В мире глобального бизнеса все чаще критикуют бизнес-школы и программы MBA, а в качестве альтернативы классического образования начинают развиваться корпоративные университеты. Модератор экспертной дискуссии Сергей Мясоедов, проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, нацелил экспертов на обсуждение проблемы несоответствия программ классических бизнес-школ с потребностями нынешних студентов и поиск путей для улучшения ситуации.

Исполнительный президент IE Университета Сантьяго Ингуэс рассказал о воздействии технологий на систему образования: «Молодые студенты привносят свежий воздух глобализации, ответственности. Они готовы использовать новые технологии». Эксперт затронул тему создания сплоченного общества в бизнес-сфере, не беря в расчет всевозможные торговые и политические разногласия: «Молодое поколение ориентировано на весь мир. Их можно назвать космополитами». В своем выступлении Сантьяго Ингуэс также призвал критически относиться к большей части информации, которую мы получаем из социальных сетей.

Исполнительный президент IE Университета рассказал о плюсах смешанных программ обучения, среди них он отметил гибкость, адаптивность, получение удовольствия от процесса обучения. Смешанные программы подстраиваются под потребности в образовании творческих лидеров. При этом Сантьяго Ингуэс уверен, что роботы не смогут заменить человека в процессе обучения: «Пользовательский опыт становится самым важным фактором в образовании». Эксперт высказался в пользу непрерывного образования, подчеркнув необходимость обучения в течение всей жизни.

Социальный предприниматель Рубен Варданян продолжил дискуссию, выдвинув проблему успешности оценки программ МВА, и пришел к выводу, что объективной системы оценки этой сферы нет. Эксперт считает развитие самодисциплины одним из главных факторов качественного бизнес-обучения.

Спикер поставил под сомнение необходимость и самих бизнес-школ: «Большинство школ учат менеджменту, а не предпринимательству, а интересные проекты часто возникают вне стен бизнес-школ». Рубен Варданян отметил, что бизнес-школы должны работать со студентами от 15 до 90 лет. Эксперт считает, что обучение должно быть направлено в большей мере на практическую сторону получения образования. «Мне все равно, какую оценку получит студент по маркетингу. Но если я узнаю, что студенту за время обучения никто не предложил работу и он никому не предложил работу в своем проекте, я пойму, что обучение прошло впустую», — заключил он.

Декан Школы бизнеса Сорбонны Эрик Ламарк ответил на главный вопрос дискуссии следующим образом: «Бизнес-школы продолжат существовать, если они смогут ответить на потребности общества и компаний».

Управляющий директор РБК ТВ Илья Доронов заявил, что конец классических бизнес-школ, классического образования и классического образа жизни на нашей планете близок: «Эта трансформация уже происходит». Эксперт отметил сложности в сфере бизнес-образования, среди которых назвал негативное отношение в России к бизнес-школам, рост цен на образование и нежелание многих людей и структур меняться.


XI Гайдаровский форум «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия» проходит в Президентской Академии 15 и 16 января 2020 г. Форум сконцентрирован на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены Федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Организаторы XI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ. Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», АО «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Россельхозбанк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, Thomson Reuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, Давыдов.Индекс, журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.

Гайдаровский форум в социальных сетях: Facebook, Twitter, YouTube, Instagram