Как созависимость Америки и Китая привела к торговой войне

Во время XI Гайдаровского форума, проходящего в Президентской Академии, один из его международных экспертов – старший научный сотрудник Института глобальных отношений им. Джексона Йельского университета Стивен Роуч – провел презентацию своей второй книги «Несбалансированные. Созависимость Америки и Китая».

Стивен Роуч работал в научно-исследовательском штате Совета Федеральной резервной системы США, в течение 30 лет занимал пост главного экономиста финансовой конгломерации «Морган Стэнли», долгое время был одним из самых влиятельных экономистов Уолл-стрит.

В начале своего рассказа о том, как зародилась идея написать книгу, Роуч вспомнил события 1997–1998 годов: «Рынок Азии демонстрировал невероятный рост, и тут разразился кризис, который распространился на многие страны мира. В числе них оказались Россия, Бразилия и США. Наша экспертная группа была очень озабочена этой ситуацией. У меня сложилось ощущение, что ключ к этому кризису находится в Китае, и я начал ездить туда каждый месяц».

Роуч был убежден, что Китай выйдет из азиатского финансового кризиса более сильной страной, чем Япония – в то время лидер региона. Так и вышло. С тех пор американский экономист вплотную занялся изучением китайской экономики, а в 2010 году, уйдя из «Морган Стэнли» в Йельский университет, объединил экономики США и Китая в один учебный курс.

«В моей книге, которую я написал в 2014 году (в 2019 году она была издана в России), я прихожу к выводу, что взаимоотношения двух стран можно охарактеризовать психологическим термином «созависимость». Когда человек черпает силы из того, что другой думает о нем, а не он сам о себе, и наоборот. Это ситуация, когда ты попадаешь в зависимость. Если мысли и поступки не соответствуют ожиданиям партнера, появляются разочарование и злость», рассказал Стивен Роуч.

Перекладывая психологическую концепцию взаимоотношений между людьми на отношения государств, Роуч проследил удивительное сходство. Трения, которые неминуемо происходят у созависимых людей, в случае двух стран обернулись торговой войной: «Китайская экономика должна была измениться. От модели экспорта дешевых товаров в США она перешла к стимулированию роста внутреннего потребления, от импорта инноваций к разработке собственных. Китай посчитал, что такие изменения имеют критическое значение для долгосрочного роста. Конечно, это сказалось на взаимодействии и в итоге привело к торговой войне, которую мы наблюдаем сейчас и которую я предсказал в своей книге шесть лет назад».

Подробно эта ситуация описана в главе «Плохой сон». Ночной кошмар, добавляет Стивен Роуч, стал реальностью. Также в центре внимания автора книги – основные конфликты, которые привели к возникновению очагов напряженности между двумя странами, включая споры по поводу прав на интеллектуальную собственность, резкие различия в стилях руководства на высшем уровне, роль интернета, недавние диспуты относительно практики кибервзломов и многое другое.


XI Гайдаровский форум «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия» проходит в Президентской Академии 15 и 16 января 2020 г. Форум сконцентрирован на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены Федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ. Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», АО «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Россельхозбанк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, холдинг «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.