Ник Ван Дам: «Чтобы быть успешным и счастливым, нужна цель»

«Массовое выгорание лидеров в эпоху VUCA: можно ли быть успешным, жить долго и быть счастливым одновременно?» дискуссия под таким названием собрала на одной из площадок XI Гайдаровского форума экспертов, которые могли поделиться своим опытом, и всех, кто хотел услышать ответы на заявленные вопросы.

VUCA – это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Эпохой VUCA называют время, когда трудно что-либо прогнозировать, но при этом нужно постоянно адаптироваться под быстро меняющиеся условия. Как выжить в таком мире?

По данным современных исследований, семь из восьми сотрудников компаний считают, что работодатель о них не заботится, 87% не чувствуют себя на работе счастливо, а 94% испытывают постоянный стресс, рассказал член совета директоров Университета IE Ник Ван Дам. Преодолевать эти негативные факторы он рекомендовал с помощью создания в коллективе комфортного психологического климата и более четкой постановки целей. По словам Ван Дама, данные опросов говорят о том, что многие чувствуют себя здоровыми, благополучными и счастливыми, если у них есть такие простые вещи, как здоровая еда, полноценный сон, физическая активность не меньше получаса в день.

Председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащёва отметила, что предотвратить выгорание могут не только правильно поставленные цели, но и понимание смысла своей работы и неизменный интерес к ней. Поэтому же и начинать заниматься образованием детей нужно еще в дошкольном возрасте, добавила спикер: «Эти знания и навыки потом, в школьном возрасте, дают ребенку возможность состояться, развиваться и совершенствоваться. Это так называемые soft skills, к которым относят и эмоциональный интеллект, и межличностные коммуникации, и управление собственным вниманием, и креативность». Слащёва добавила, что «Союзмультфильм» нацелен на производство контента, который позволит развивать детям нужные в современном мире навыки.

Первый заместитель генерального директора «Росатома» Кирилл Комаров считает, что эпоха VUCA не имеет отношения к выгоранию: «Меняются требования, которым мы должны отвечать. Если раньше для руководителя были важны знания и опыт, то сегодня – адаптивность и обучаемость, наличие в голове методологии, как за короткое время и с минимальными ресурсами получить новую информацию или овладеть новыми навыками. А предотвратить выгорание поможет постоянное развитие».

Современная экономика услуг требует прежде всего развития коммуникативных навыков, но это не отменяет необходимости фундаментального образования, подчеркнула доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. «Образовательные подходы должны трансформироваться относительно больших процессов, которые мы наблюдаем. Прежде всего это касается увеличения продолжительности жизни. Мы не просто дольше живем, но и дольше работаем. Очевидно, что срок обучения увеличивается. И это не трехдневные семинары и интенсивы. Чтобы стать экспертом, нужно посвятить предмету время, соблюсти пресловутое правило 10 тысяч часов», – отметила эксперт.

По словам Шульман, от выгорания спасает многозадачность, нельзя заниматься только одним делом. Современный человек должен функционировать в различных сферах и в разных ролях – руководителя, подчиненного, родителя, ученика. Это обеспечивает ему контакт с разнообразной реальностью, который позволяет всем оставаться в форме.


XI Гайдаровский форум «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия» проходит в Президентской Академии 15 и 16 января 2020 г. Форум сконцентрирован на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены Федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ. Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», АО «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Россельхозбанк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.