Охота за головами: как Россия может увеличить экспорт образования

Федеральный проект «Экспорт образования» ставит задачу к 2024 году удвоить количество обучающихся в России иностранных студентов, доведя этот показатель до 435 тысяч человек. Также экспорт образования должен стать весомой частью несырьевого экспорта и служить развитию территорий. Главные инструменты выполнения намеченной цели обсудили участники экспертной сессии XI Гайдаровского форума.

Спикеры согласились в том, что сегодня иностранным студентам, приезжающим в Россию, в первую очередь нужно обеспечить благоприятные условия для комфортной жизни и социализации. Другой необходимый шаг – создание регуляторных механизмов для эффективного трудоустройства выпускников-иностранцев.

«Образование – это не только процесс получения ромбика на лацкан. В этом участвует среда обитания. Если не будет хорошей кафешки, магазина, чистых улиц, студенты не поедут. Это надо понимать. Нужны не только конкурентоспособные учебные программы, сильный преподавательский состав, но и условия для жизни, трудоустройства», – отметил губернатор Томской области Сергей Жвачкин.

Старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич рассказал о прорабатываемом корпорацией проекте по строительству современных студенческих городков в Томске и Перми. Он подчеркнул, что качество общежитий для иностранных студентов – один из главных критериев выбора ими вуза: «С милым, может, рай и в шалаше, а вот для обучения люди выбирают места, где они смогут жить с комфортом».

По данным статистики, в мире насчитывается более 220 миллионов студентов. Из них только 68 миллионов относятся к «мобильной» группе, готовой переезжать в другие страны ради образования. Столь малое количество ведет к ужесточению конкуренции на рынке, заметила директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Тамара Клячко: «Когда мы говорим об экспорте образования, важно понимать, кто у нас будет главным поставщиком студентов. В ближайшие годы рост студенческих контингентов будет в странах Азии и Африки».

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская призвала в погоне за количеством не забывать и о качестве: «Нам важно сегодня разработать новые формы и новые методики приема иностранных студентов. Мы не готовы привезти всех желающих, мы хотим отобрать лучших. И наша страна может себе это позволить».

Этот тезис поддержал ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, отметив, что все ведущие вузы мира конкурируют сегодня между собой за 5% самых талантливых абитуриентов. «Талантливые студенты, за которых все конкурируют, приезжают учиться, как правило, бесплатно – на стипендии. Я вижу, что есть готовность увеличить эти квоты в России. Главный вопрос – сможем ли мы привезти те таланты, которые ищем, а не троечников», – подчеркнул ректор ТГУ.

Возможный вариант решения озвученной проблемы предложил президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников. По его мнению, стоит развивать работу с зарубежными школами, транслируя в других странах российскую модель среднего образования.

 

Гайдаровский форум проводится в Президентской Академии под эгидой Правительства РФ и за 11 лет стал одной из наиболее авторитетных экспертных площадок, которая в начале года традиционно задает вектор общественной и научной дискуссии. Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ. Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», АО «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Россельхозбанк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, холдинг «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.