Торговая война между США и Китаем влияет на мировую экономику и может иметь продолжение

Во второй день проходящего в Президентской Академии XI Гайдаровского форума, 16 января, прошел открытый диалог на тему торговых и политических взаимоотношений США и Китая. Спикеры обсудили причины конфликтов и пути их разрешения.

Торговая война между Китаем и США повлияла на многие международные процессы. Конфликт начался еще полтора года назад и был вызван накопившимися «спящими» противоречиями США и Китая. Изначально предполагалось, что спор будет решен достаточно быстро – Китай уступит США. Однако руководитель КНР Си Цзиньпин решил придерживаться своих позиций. После месяца переговоров была подписана первая стадия договора – фаза 1.

Старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин рассматривал в основном позицию Китая. Спикер отметил, что данное соглашение является стратегическим успехом для правительства КНР. «Китайская экономика всегда состояла в том, чтобы делать уступки. Данное соглашение для них означает всего лишь убрать товарную номенклатуру у Бразилии и России, распределяя ее в США», – подчеркнул Кашин.

Стивен Роуч, старший научный сотрудник Института глобальных отношений Йельского университета, напротив, рассмотрел позицию США в данном соглашении. «Вчитавшись в соглашение первой фазы, мы понимаем, что США заинтересованы в том, чтобы Китай изменил свою позицию и отошел от экономики системного администрирования, а также чтобы Китай постепенно переключался на западные стандарты», – сказал спикер. Более того, Роуч считает, что конфликт между США и Китаем накаляется из-за некоторого превосходства Китая над США в технологических сферах.

Оба эксперта сошлись во мнении, что торговая война между Китаем и США влияет также и на международную торговую обстановку. «Мы все понимаем, что торговые войны негативно отражаются на экономике в целом», – заявил Василий Кашин.

«Европа ощущает давление, под которым оказалась международная торговля. Больше всего его чувствует ФРГ – в связи со слабым торговым циклом», – дополнил Стивен Роуч.

В ходе открытого диалога эксперты вместе с модератором Михаилом Коростиковым, руководителем международного направления блока маркетинга и коммуникаций ВЭБ.РФ, пришли к выводу, что «Китаю требуется время для подготовки продолжения войны», но вторая фаза договора так и может остаться неподписанной.

Елизавета Сурова


XI Гайдаровский форум «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия» проходит в Президентской Академии 15 и 16 января 2020 г. Форум сконцентрирован на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены Федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ. Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», АО «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Россельхозбанк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.