Цифровые вызовы для налоговой системы

16 января в рамках XI Гайдаровского форума в Президентской Академии состоялась экспертная дискуссия «Налоги в цифровом мире». Модератором дискуссии выступил ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев.

За последние двадцать лет значительно поменялся ландшафт бизнеса. В области сбора, хранения и передачи информации происходят революционные изменения. Эти технологии меняют жизнь людей и компаний, подходы к управлению экономикой, ведению бизнеса, создают новые сегменты экономики. Налоговые службы параллельно с бизнесом и населением адаптируются к цифровой трансформации общества.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Алексей Оверчук считает, что виртуализация товарно-денежных отношений может деструктивно воздействовать на столпы экономики – трудовые отношения и отношения собственности. «Традиционные отношения уходят в прошлое. Цифровая платформа позволяет строить новые трудовые отношения, которые не увидит государство. Аналогичная картина с налогами на доходы граждан. Сделать это все видимым для государства также возможно только на основе платформенных решений», – пояснил Алексей Оверчук.

«Зарубежные коллеги по-хорошему завидуют тому, что нам удалось сделать мобильное приложение для самозанятых. Очень простое для пользователя решение, но это только вершина айсберга. А «под водой» – изменение философии работы госслужбы, потому что для того, чтобы поддерживать приложение, требуется совершенно другая организация работы госорганов, требуется сервисность», – подчеркнул заместитель главы ФНС России.

Позитивные тенденции в системе налогообложения отметил основатель YouDo.com Алексей Гидирим: «Поколения Y и Z – первые потребители технологических продуктов, и у них есть к этим продуктам определенные требования. В современном клиповом мышлении есть три секунды, чтобы привлечь внимание. Идет борьба за пользователя, ведь если ему становится неинтересно, он перестает пользоваться платформой. Тот продукт, который был создан ФНС, выгоден пользователю. Сегодня выгоднее быть в белой зоне, чем в серой, потому что это дает большие возможности в работе со страховыми компаниями, банками и т.д. А при хорошем продукте будет и хорошее администрирование».

Цифровая эпоха открывает новые возможности как для государственных органов, так и для бизнеса, заявил управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян: «Сегодня мы находимся в ситуации, когда огромная индустрия услуг может полностью «обелиться». Сотни тысяч людей – водители такси, курьеры, сантехники – получили возможность платить налоги, и сделано это максимально просто, практически незаметно».

«Для развития рынков нужно, чтобы налоговая служба успевала развиваться вместе с нами, реформировать систему налогообложения и создавать новые предложения для налогоплательщиков. Мы, например, большие фанаты онлайн-касс. Благодаря им мы смогли разработать новый социально полезный продукт», – заявила соосновательница сервиса «Едадил» Наталия Шагарина.

Эксперты сошлись во мнении, что не только российское, но и международное налоговое администрирование находится на новом этапе развития. Те проблемы и риски, с которыми столкнулась международная система налогообложения, позволяют предположить, что в этой области в ближайшие пару лет произойдут коренные изменения.


XI Гайдаровский форум «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия» проходит в Президентской Академии 15 и 16 января 2020 г. Форум сконцентрирован на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены Федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», группа компаний «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Российский сельскохозяйственный банк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.