Врачи без ошибок: система управления качеством в медицинской организации

Во второй день работы XI Гайдаровского форума в Президентской Академии состоялась панельная дискуссия «Институт сокращения медицинских ошибок: система управления качеством в медицинской организации». Участники сессии обсудили, какие проблемы связаны с внедрением оценки качества предоставляемых медицинских услуг, почему важно вывести расследование врачебных ошибок в открытую плоскость и как внедрение протоколов и стандартизация могут защитить врачей и пациентов.

Говоря о бережливых технологиях, первый заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева подчеркнула, что речь идет не об экономии денежных средств, а об экономии времени и правильной маршрутизации пациента. С 2021 года на бережливые технологии перейдут все детские поликлиники в стране, а с 2024 года и взрослые. «Когда мы говорим о стандартизированности, речь идет об элементарных обязательных вещах, например, медицинских информационных технологиях, и правильной организации рабочего времени, что, безусловно, ведет к повышению качества услуг». По словам Татьяны Яковлевой, хотя каждый пациент является индивидуальностью, «в основе всегда лежит клинический протокол, который мы уже приняли в качестве обязательного документа».

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко отметил, что при оценке качества в медицине нужно четко понимать, о каких параметрах речь и что они обязательно должны быть измеряемыми. «Во всем мире пришли к тому, что должен осуществляться постоянный сбор данных. У нас есть протоколы внутреннего контроля. Но нам нужно фиксировать оказание медицинской помощи», – сказал глава Росздравнадзора.

Согласно приведенной им статистике, четверо из десяти пациентов сталкиваются с тем, что не могут получить четкий и своевременный диагноз. По мнению Мурашко, расследование таких случаев должно вестись открыто, однако не следует по каждому случаю возбуждать уголовные дела, «иначе врачебные ошибки будут продолжать камуфлировать». В любой медицинской организации обязательно должны быть внутренний контроль и система менеджмента качества: «Каждый должен знать, где что лежит, куда бежать и кого звать. Потому что от этого зависит жизнь пациента», – отметил спикер.

Тему медицинских стандартов продолжил модератор дискуссии, декан факультета управления в медицине и здравоохранении РАНХиГС Леонид Печатников. По его словам, когда в Москве проводилась реформа здравоохранения, многих возмущало, что врачу на прием пациента отводится только 12 минут. «Когда мы были в Южной Корее, нам показали, что там на прием тратят пять-шесть минут. А южнокорейская медицина входит в число лучших мировых практик! Почему же они все успевают? Потому что сам прием максимально стандартизирован, – пояснил Печатников. – Большую часть той работы, которую у нас выполняет врач, во всем мире выполняет средний медицинский персонал».

По мнению главного врача Республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения Татарстана Рафаэля Шавалиева, все должны соблюдать стандарт качества медицинских услуг, но «удовлетворенность пациента формируется только превышением наших действий над его ожиданиями». «Наша задача – создать такую систему профилактики рисков, чтобы не приходилось нырять в них каждый день», – сообщил министр здравоохранения Приморского края Виктор Фисенко. А Леонид Печатников обратил внимание, что российское медицинское образование находится «не на самом высоком уровне, особенно после того, как в медицинских институтах стало много внебюджетных студентов». Этот тезис из текущей статистики напрямую коррелирует с Посланием Федеральному собранию Президента России Владимира Путина, где в числе приоритетных задач стоит доведение целевого набора за счет бюджета на ряд специальностей в медвузы до 75–100%. В ординатуре по самым дефицитным направлениями предлагается установить почти стопроцентное целевое обучение, причем врачи со стажем в первичном звене, особенно из сельской местности, будут иметь преимущество при поступлении.

 

Гайдаровский форум проводится в Президентской Академии под эгидой Правительства РФ и за 11 лет стал одной из наиболее авторитетных экспертных площадок, которая в начале года традиционно задает вектор общественной и научной дискуссии. Организаторы ХI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк», ВЭБ.РФ. Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», АО «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Россельхозбанк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, ThomsonReuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, холдинг «Давыдов.Индекс», журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.