Программа форума

09:30 – 11:00
5 корпус, 5 этаж, Актовый зал
Долгое время: 10 лет памяти Е. Т. Гайдара
Деловая программа
Экспертная дискуссия

16 декабря 2019 г. исполнилось 10 лет со дня смерти Е.Т. Гайдара. Многие идеи и мысли, которые он высказывал и обсуждал в своих книгах и статьях, остаются актуальными и сегодня. Россия все так же отстает от развитых государств по уровню социального и экономического развития на несколько десятилетий, и мы снова решаем задачу сокращения этого отставания.

Что из научного и практического наследия Е.Т. Гайдара актуально в настоящий момент, какими советами и рекомендациями надо воспользоваться?

Вопросы для обсуждения:

  • Основные итоги научного наследия Е.Т. Гайдара.
  • Гибель империи: выучен ли урок?
  • Долгое время: продолжение?
  • Судьбы реформаторов и их реформ в современной России.
  • Текущие вызовы экономической политики и ответы на них в работах Е.Т. Гайдара.

Модератор:

Ключевой доклад:

Участники:

Эксперты:

  • Михаил Дмитриев, главный научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления Института общественных наук РАНХиГС
  • Брижитт Гранвиль, профессор международной экономики и экономической политики колледжа Queen Mary Лондонского университета
  • Александр Аузан, декан Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Сергей Васильев, научный руководитель Леонтьевского центра
  • Марек Домбровски, профессор НИУ ВШЭ
09:30 – 11:00
5 корпус, 3 этаж, Красный зал
Современная денежная теория: новый взгляд
Деловая программа
Панельная дискуссия

Темпы экономического роста в развитых странах уже 10 лет не могут вернуться к уровням, предшествовавшим мировому финансовому кризису 2008–2009 гг. Увеличение дефицита государственных бюджетов привело к заметному росту госдолга, при этом инфляция и ставки находились на пониженном уровне. В рамках программ количественного смягчения ФРС США, ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии перешли к ультрамягкой денежной политике, кратно увеличив размеры балансов, но это не вызвало пропорционального роста денежной массы. Кажется, что доступные меры стимулирования уже исчерпаны. Однако, несмотря на экстраординарное монетарное смягчение, инфляция закрепилась на уровне ниже целевого.

В настоящее время в СМИ и экспертном сообществе ведутся споры относительно «современной денежной теории» (Modern Monetary Theory – MMT), которая обосновывает переход к активному фискальному стимулированию при сохранении денежными властями стабильных низких ставок.

Активное обсуждение данной концепции свидетельствует о спросе на альтернативную экономическую политику, которая смогла бы обеспечить экономический рост в текущих специфических макроэкономических условиях. Несут ли эти настроения угрозу перехода к менее ответственной макроэкономической политике?

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько велики (долгосрочные и краткосрочные) инфляционные риски фискального стимулирования в развитых странах в текущих макроэкономических условиях?
  • Как инвесторы оценивают опасность бюджетного кризиса в ведущих экономиках мира и как это проявляется на финансовых рынках?
  • Следует ли переосмыслить действующие подходы к координации монетарной и фискальной политики? Надо ли искать новый синтез этих двух направлений экономической политики?
  • Существует ли успешная стратегия обеспечения экономического роста в развивающихся экономиках с опорой на фискальное стимулирование в условиях плавающего курса и низких ставок?
  • Является ли возможность привлечения государственных заимствований в национальной валюте в развивающихся странах необходимым условием для обеспечения устойчивости национальной валюты или же следствием устойчивости валюты?
  • Каковы реальные возможные последствия смещения экономического курса в сторону левопопулистских мер?

Модератор:

Участники:

Эксперты:

  • Олег Вьюгин, председатель Наблюдательного совета Московской биржи
  • Олег Замулин, директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка
  • Олег Шибанов, директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ
09:30 – 11:00
5 корпус, 5 этаж, Зал заседаний
«Большая Европа»: в процессе становления?
Деловая программа
Экспертная дискуссия

Дискуссия посвящена российско-европейским отношениям, поиску и формированию инструментов для преодоления разногласий сторон и развития существующего сотрудничества. Эксперты проанализируют причины и предпосылки сложившихся отношений с учетом опыта успешного сотрудничества, определив комплексную основу для развития дальнейших двусторонних отношений.

Вопросы для обсуждения:

  • Готовы ли основные участники «Большой Европы» к разногласиям по некоторым вопросам (безопасность, экономика, гуманитарные проблемы) в текущей геополитической полемике?
  • Создание инструментов и механизмов для преодоления разногласий и дальнейшего продвижения по согласованным вопросам.

Модератор:

Эксперты:

  • Игорь Юргенс, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей
  • Александр Грушко, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации
  • Джулио Тремонти, министр экономики и финансов Италии (1994–1995, 2001–2006, 2008–2011 гг.)
  • Маркус Эдерер, посол Европейского союза в Российской Федерации
  • Вольфганг Шюссель, канцлер Австрии (2000–2007 гг.), министр внутренних дел Австрии (2007 г.)
  • Даниэль Таршис, профессор Стокгольмского университета, генеральный секретарь Совета Европы (1994–1999 гг.)
  • Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам
  • Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
  • Валентина Комлева, декан факультета международного регионоведения и регионального управления ИГСУ РАНХиГС
  • Франко Бруни, вице-президент Института международных политических исследований Италии
09:30 – 11:00
5 корпус, 4 этаж, Белый зал
Неравенство и бедность: на пути к сокращению
Деловая программа
Панельная дискуссия

Проблема социально-экономического неравенства находится в центре внимания мировой интеллектуальной элиты. Ведущие экономисты и международные организации высказывают обеспокоенность высоким неравенством и его негативными последствиями для экономического роста и развития человеческого потенциала. Сокращение неравенства – одна из основных целей ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г. В центре внимания – вопросы, касающиеся факторов роста неравенства и мер его регулирования. Насколько оправданы опасения относительно дальнейшего роста неравенства? Какие его проявления требуют регулирования со стороны государства?

Бедность, которая представляет собой один из полюсов неравенства, является актуальной темой для большинства стран. В современном мире меняются подходы к измерению бедности, появляются новые программы, направленные на ее сокращение. На пути к преодолению бедности необходимо переосмыслить подходы к ее измерению, имеющийся мировой и российский опыт в решении данного вопроса, а также опыт российских регионов.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое неравенство и как его измерить?
  • Старые и новые факторы неравенства.
  • Меры регулирования неравенства – приоритеты.
  • Как избежать негативных последствий высокого неравенства в России?
  • Современные подходы к оценке бедности.
  • Лучшие мировые практики и опыт российских регионов по сокращению бедности. 

Модератор:

  • Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС

Участники:

  • Алексей Вовченко, первый заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Дмитрий Сватковский, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета
  • Наталья Зубаревич, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, главный научный сотрудник РАНХиГС
  • Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации
09:30 – 11:00
2 корпус, 2 этаж, Аудитория 237
Ответственное поведение институтов развития
Деловая программа
Экспертная дискуссия

ОЭСР уже более 50 лет разрабатывает стандарты ответственного ведения бизнеса, которые направлены на развитие позитивного влияния компаний на общество и экологию.

C 2010 г. обозначился тренд на рост количества компаний, которые внедрили стандарты ответственного ведения бизнеса. Одна из причин такого роста – законодательное ограничение странами деятельности компаний, которые не соответствуют стандартам ответственного поведения ОЭСР.

Для институтов развития внедрение стандартов ответственного ведения бизнеса – это возможность мобилизации ресурсов компаний для позитивного влияния на качество жизни людей, развитие качественной инфраструктуры, в том числе для развития городов, а также возможность повысить конкурентоспособность местных компаний на глобальных рынках.

Вопросы для обсуждения:

  • Оценка нефинансовых рисков в проектах. Как ВЭБ.РФ и другие финансовые институты внедряют стандарты должной осмотрительности и снижают нефинансовые риски проектов?
  • Как стандарты ответственного поведения позволяют создавать устойчивую инфраструктуру?
  • Стандарты ответственного ведения бизнеса для развития качества жизни в городах.
  • Развитие конкурентоспособности экономики России за счет стандартов ответственного поведения.

Модератор:

  • Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС

Участники:

  • Светлана Ячевская, заместитель председателя ВЭБ.РФ — член правления
  • Ирина Макиева, заместитель председателя ВЭБ.РФ, Генеральный директор Фонда развития моногородов
  • Александр Плутник, председатель правления, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»
  • Андреас Шааль, директор секретариата глобальных отношений ОЭСР
  • Матильда Меснард, заместитель директора Департамента по вопросам финансов и предпринимательства ОЭСР

Эксперты:

09:30 – 11:00
5 корпус, 2 этаж, Аудитория 213
Развитие приоритетных социальных проектов в России: проблемы повышения эффективности и восприятия населением
Деловая программа
Экспертная дискуссия

На протяжении последних лет в России реализуется немало государственных программ и приоритетных проектов, направленных на развитие социальной сферы. С момента запуска последних из них прошел год. Насколько практика приоритетных социальных проектов оказалась успешной? Как изменили социальные проекты государства жизнь россиян? С какими проблемами при реализации приоритетных социальных проектов приходится сталкиваться? И какие эффективные решения с точки зрения повышения их положительного восприятия населением могут быть предложены? Все эти вопросы являются немаловажными, особенно в условиях усиливающегося в обществе запроса на повышение качества жизни и улучшение уровня социального обеспечения в стране. В связи с этим важно понять, что необходимо предпринять для того, чтобы «социальные эффекты» от реализации приоритетных социальных проектов были ощутимыми для российского общества. Во многом именно это позволит не только улучшить их восприятие со стороны россиян, но и повысить эффективность, что будет способствовать превращению их в полноценный инструмент общественного развития.

Вопросы для обсуждения:

  • Реализация приоритетных социальных проектов в России: проблемы и перспективы.
  • Влияние приоритетных социальных проектов на развитие социальной сферы (здравоохранение, образование, демография, культура).
  • Приоритетные социальные проекты в свете российского общественного мнения.
  • Региональное измерение приоритетных социальных проектов в России.
  • Специфика реализации приоритетных социальных проектов в социальной сфере в контексте общественных запросов.
  • Особенности создания положительных социальных эффектов в процессе реализации приоритетных социальных проектов.

Модератор:

  • Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти Всероссийского центра изучения общественного мнения

Участники:

09:30 – 11:00
5 корпус, 3 этаж, Зеленый зал
Близок ли конец классических бизнес-школ?
Деловая программа
Экспертная дискуссия

Вопросы для обсуждения:

  • Почему в мире глобального бизнеса все чаще слышны критические замечания в адрес бизнес-школ и программ МВА?
  • Развитие корпоративных университетов – альтернатива бизнес-школам?
  • Как органично встроить «прорывные технологии» в программы бизнес-школ, чтобы не превратить их в технические университеты?
  • Новые поколения и новые требования. Change or be changed?

Модератор:

  • Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования, проректор РАНХиГС

Эксперты:

11:30 – 13:30
5 корпус, 5 этаж, Актовый зал
Независимость центральных банков: прошлое или будущее?
Деловая программа
Панельная дискуссия

Центральные банки ведущих стран мира стали ключевым инструментом стабилизации экономик в период кризиса 2008–2009 гг. Соответственно, за последние 10 лет серьезно расширился инструментарий политики денежных властей, включая различные программы «количественного смягчения», макропруденциальный надзор, обеспечение финансовой стабильности. Центральный банк России за этот период совершил переход к новому режиму денежной политики – инфляционному таргетированию, принял на себя роль мегарегулятора финансового рынка в России. Все эти меры позволили купировать основные проявления кризиса на финансовом рынке и в банковском секторе, избежать резких колебаний на мировом валютном рынке.

Вместе с тем до настоящего времени остаются нерешенными важные проблемы, относящиеся к зоне ответственности денежных властей, включая сохранение инфляции на уровне ниже таргетируемых значений, нахождение ключевых ставок в районе нуля или даже отрицательных значений, риск формирования пузырей на фондовых рынках, бум на рынке корпоративных облигаций.

Но самой главной проблемой является то, что ведущие экономики мира не вернулись к устойчивому экономическому росту, и это заставляет возобновить дискуссию о независимости центрального банка в современном мире, его роли в обеспечении макроэкономической стабильности и в экономическом развитии страны.

Вопросы для обсуждения:

  • Роль центральных банков ведущих стран мира в противодействии кризису 2008–2009 гг.
  • Проблема нулевой нижней границы процентных ставок в мире и в России.
  • Насколько устойчив финансовый сектор сейчас (риски пузырей на фондовых рынках и бум на рынке корпоративных облигаций)?
  • Насколько центральные банки остаются независимыми в современных условиях?
  • Новые технологические вызовы (финтех, цифровые валюты) и их влияние на политики центральных банков.
  • Удастся ли центральным банкам сохранить независимость к концу 2020-х годов?

Модератор:

Участники:

  • Ксения Юдаева, первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации
  • Якоб Френкель, председатель Правления JP Morgan Chase International, председатель Банка Израиля (1991–2000)
  • Чарльз Каломирис, профессор Школы бизнеса Колумбийского университета
  • Кеннет Рогофф, профессор Гарвардского университета
  • Олег Вьюгин, председатель Наблюдательного совета Московской биржи
11:30 – 13:30
1 корпус, 2 этаж, Зал заседаний
Десять лет БРИКС: вызовы, достижения и перспективы развития
Деловая программа
Экспертная дискуссия

Со времени первого саммита БРИКС прошло десять лет. БРИКС состоялся как институт глобального управления и платформа для координации и сотрудничества стран-членов. Сформирована обширная повестка дня, включающая более 20 сфер взаимодействия – от вопросов региональной безопасности, торговли, развития и энергетики до культуры, туризма и спорта. Лидерами БРИКС согласовано более 600 конкретных решений, создано более 50 собственных механизмов сотрудничества, включая Новый банк развития и Пул условных валютных резервов БРИКС.

Россия была инициатором создания БРИКС, провела два успешных саммита, сформировавших фундамент сотрудничества соответствующих циклов работы БРИКС. «Пятерка» стала значимым институтом для продвижения общих позиций по ключевым проблемам геополитики, вопросам стратегической стабильности и поддержки инициатив России на международных площадках. Председательство России в БРИКС в 2020 г. опирается на фундамент, сформированный «пятеркой» за годы совместной работы. Однако условия сотрудничества изменились коренным образом. Станет ли второе десятилетие «золотым десятилетием сотрудничества и солидарности стран БРИКС», зависит от многих факторов.

Вопросы для обсуждения:

  • Приоритеты нового цикла сотрудничества по ключевым вопросам повестки дня.
  • Институционализация и возможности повышения эффективности сложившихся механизмов координации.
  • Развитие сотрудничества БРИКС с международными институтами, усиление взаимодействия между странами «пятерки» на международных площадках.
  • Роль БРИКС в системе международных институтов и глобальном управлении.
  • Итоги председательства Бразилии, приоритеты российского председательства, место БРИКС в реализации внешнеполитических задач и целей национального развития России.

Модератор:

Эксперты:

  • Сергей Рябков, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации, Шерпа России в БРИКС
  • Андрей Бокарев, директор Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации
  • Наталья Стапран, директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации
  • Филани Мтембу, исполнительный директор Института глобального диалога ЮАР
  • Хосе Эдуардо Мальта де Са Брандао, заместитель директора по международным исследованиям, политическим и экономическим отношениям Института прикладных экономических исследований
  • Бинод Сингх Аятшатру, директор Национального комитета по исследованию БРИКС
  • Шен И, директор Центра исследований БРИКС Фуданьского университета
  • Джон Киртон, содиректор Исследовательской группы БРИКС, содиректор Группы по исследованиям «Группы двадцати» Университета Торонто
  • Мадлин Кох, управляющий директор Исследовательской группы БРИКС, содиректор Группы по исследованиям «Группы двадцати» Университета Торонто
14:30 – 16:30
5 корпус, 5 этаж, Актовый зал
Индустрия гостеприимства: потенциал и перспективы развития
Деловая программа
Экспертная дискуссия

В сентябре 2019 г. принята «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г.». По данным ведущих туроператоров, готовые туристические продукты приобретают в основном люди старше 35 лет. Молодые люди в возрасте 18–35 лет в основном самостоятельно выбирают маршруты путешествий, не пользуясь услугами турагентств.

Целью панельной дискуссии является обсуждение проблем и предложений по популяризации путешествий в России для молодежи и студентов.

Вопросы для обсуждения:

  • Потенциал развития индустрии гостеприимства в России.
  • Успешные примеры из мировой и российской практики внедрения региональных туристических продуктов и перспективы развития рынка в России.
  • Инструменты развития туристского потенциала для молодежи и студентов России.

Модератор:

Участники:

  • Грант Бабасян, президент Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства, генеральный директор курорта Mriya Resort & Spa
  • Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан Факультета гостеприимства РАНХиГС
  • Павел Красноруцкий, председатель Российского Союза Молодежи
  • Джон Уоррен, путешественник, телеведущий
  • Олег Каверин, генеральный директор «РЖД-ТУР»

Эксперты:

  • Григорий Гуров, начальник Управления молодежных проектов и программ Федерального агентства по делам молодежи
  • Павел Марков, начальник Отдела развития карточных технологий и спецпроектов Департамента банковских карт Банка ГПБ (АО)
  • Вадим Кокорев, директор АНО «Центр Молодежного туризма»
  • Сергей Корнеев, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму
  • Елена Кутукова, заместитель губернатора Архангельской области
  • Андрей Сулейков, генеральный директор ресурса TopTripTip.ru
14:30 – 16:30
5 корпус, 4 этаж, Белый зал
Финансовая система в условиях макроэкономической стабильности: новые возможности и старые ограничения
Деловая программа
Экспертная дискуссия

Новые условия обусловили массовый отток сбережений населения из банковского сектора в небанковские финансовые организации, что создало важную предпосылку для формирования долгосрочных инвестиций. Однако этот процесс пока еще не подкреплен соответствующими изменениями регулятивной политики, включая повышение уровня защиты инвесторов, внедрение поведенческого надзора, сокращение надзорной нагрузки. Существенное влияние на финансовое развитие оказывают ожидания нового глобального кризиса, в связи с чем актуализируются вопросы его предвидения и минимизации последствий.

Вопросы для обсуждения:

  • Защита инвесторов: защищать или запрещать?
  • Дефицит поведенческого надзора: издержки для потребителей финансовых услуг.
  • Финансовая инклюзия против финансовой стабильности: есть ли оптимум?
  • Политика финансового развития на ближайшие 10 лет: основные приоритеты.
  • Глобальный кризис: когда ждать и как готовиться?
  • Финансовая структура России как поглотитель/усилитель внешних шоков.
  • Факторы, влияющие на развитие фондового рынка.

Модератор:

Участники:

  • Алексей Саватюгин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
  • Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации
  • Алексей Тимофеев, председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка

Эксперты:

  • Яна Пурескина, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации
  • Олег Буклемишев, заместитель декана экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Кирилл Лукашук, генеральный директор рейтингового агентства НКР
  • Юрий Данилов, ведущий научный сотрудник РАНХиГС
17:00 – 19:00
5 корпус, 5 этаж, Актовый зал
Инновации в России: планируем будущее
Деловая программа
Панельная дискуссия

Инновации в условиях жесточайшей международной конкуренции – ключевой фактор достижения и компаниями, и государствами лидерских позиций. Все страны – мировые лидеры реализуют комплексную и гибкую политику поддержки корпоративных инноваций, а бизнес тратит значимую долю выручки на исследования и разработки (от 3–7% в добывающих отраслях до десятков процентов в отрасли ИТ).

За последние годы в России при существенной государственной поддержке была создана инфраструктура для развития инноваций, включающая инновационные кластеры, технопарки и особые экономические зоны, агентства и институты развития инноваций, организации, занимающиеся вопросами защиты интеллектуальной собственности, детские технопарки и центры молодежного инновационного творчества.

Однако качественного скачка в развитии инноваций и предпринимательской активности пока не произошло: по результатам 2019 г. в Глобальном инновационном индексе Россия находится на 46-м месте из 129 стран. Принятая в 2010 г. «Стратегия инновационного развития России» осталась без ресурсного обеспечения и не достигла поставленных целей. Среди национальных проектов нет проекта по поддержке инновационной активности. Бизнес по-прежнему тратит на НИОКР доли процентов от выручки и в целом не является инновационно активным. Что необходимо делать прямо сейчас для выправления ситуации?

Вопросы для обсуждения:

  • Нужна ли новая инновационная стратегия для России?
  • Как побудить государство полноценно «вернуться» в инновационную политику?
  • На чем делать акцент на следующем этапе инновационного развития – на дальнейшем развитии федеральной инфраструктуры или на поддержке регионального инновационного развития? 
  • Международный и региональный опыт коммерциализации разработок. Что необходимо делать, чтобы не терять инновационные идеи?
  • Есть ли задачи по оптимизации инновационной инфраструктуры? Или основная проблема – в ее недофинансировании?
  • Усиление координации институтов развития – еще один уровень бюрократии или способ повысить эффективность без дополнительных финансовых вливаний?

Модератор:

Участники:

17:00 – 19:00
5 корпус, 2 этаж, Аудитория 213
Всё ненужное – на слом! Дискуссия об отмене советских актов
Деловая программа
Экспертная дискуссия

В российском законодательстве сохраняют действие нормативные правовые акты, которые были утверждены с 1917 по 1991 г. Количество нормативных правовых актов, которые потенциально могут быть отменены в рамках реализации дорожной карты по «регуляторной гильотине», составляет более 20 тысяч. Однако в некоторых случаях их существование обоснованно, так как современными правовыми документами некоторые вопросы не регулируются.

Вопросы для обсуждения:

  • Как не допустить переписывания устаревших требований в новые нормативные правовые акты?
  • Каков оптимальный механизм сокращения количества требований без ущерба экономической деятельности?
  • Каковы риски гильотинирования «полезных» нормативных правовых актов?
  • Как часто нужно осуществлять пересмотр законодательства в дальнейшем?

Модератор:

  • Юрий Любимов, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

Участники:

  • Марина Блудян, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
  • Алиса Безродная, заместитель министра юстиции Российской Федерации
  • Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан Факультета гостеприимства РАНХиГС
  • Алексей Херсонцев, заместитель министра экономического развития – руководитель Росаккредитации
17:00 – 19:00
5 корпус, 4 этаж, Белый зал
Современное государственное управление: госслужба новой формации
Деловая программа
Панельная дискуссия

На протяжении всей истории российского государственного управления система государственной службы в целом считалась самой тяжело и медленно поддающейся изменениям. Тем не менее со всеми бюрократическими недостатками она обеспечивала необходимую стабильность.

Однако цифровизация отраслей, Big Data и новое поколение россиян предъявляют к работе власти совсем другие требования. Сегодня мы видим, как меняется государственная служба изнутри: не только качественно обновляется кадровый состав, но и трансформируется образ современного чиновника.

Вопросы для обсуждения:

  • Создание новой культуры работы в органах власти и изменение образа чиновника. Развитие цифровых компетенций и системы индивидуальной независимой оценки, слом стереотипов через повышение вовлеченности госслужащих.
  • Современная цифровая инфраструктура управления кадрами. Разработка цифровых кадровых платформ и создание госслужбы новой формации.
  • Повышение открытости власти для граждан через инструменты кадровой политики. Вовлечение экспертных и отраслевых сообществ в решение стратегических задач развития.
  • HR 4.0: кадровая стратегия как инструмент создания резерва для сокращения затрат на содержание органов власти.

Модератор:

Участники:

17:00 – 19:00
2 корпус, 2 этаж, Аудитория 237
Через инвестиционную привлекательность к экономике доверия
Деловая программа
Деловой ужин

Российская экономика доказала свою устойчивость к внешним вызовам: к санкционной риторике, турбулентности на развивающихся рынках, волатильности нефтяных котировок. В рейтинге Doing Business 2019 Всемирного банка Россия улучшила свои позиции, заняв 28-е место. Сейчас Россия опережает как все страны БРИКС, так и многие европейские государства. Однако еще многое необходимо сделать для закрепления успехов и создания предсказуемых условий ведения бизнеса.  Для этих целей Правительством разработан и принят Государственной Думой в первом чтении законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации». Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется в январе 2020 г.

Вопросы для обсуждения:

  • Влияют ли частные инвестиции и доверие частных инвесторов на экономический рост в России?
  • Есть ли реальная возможность конвертировать места в рейтингах инвестиционной привлекательности в создание экономики доверия и устойчивого роста?
  • В чем состоит секрет баланса экономической политики федерального центра, регионов и муниципалитетов? Какова роль крупных агломераций в будущем экономическом росте?
  • Может ли российский бизнес мыслить и развиваться глобально? Нужны ли ему для этого усилия государства? Возможно ли, чтобы инвестиционная политика региона была ориентирована на внешние рынки?
  • Может ли развитие цифрового бизнеса и глобальное переосмысление понимания конкуренции повлиять на нынешнее понятие инвестиционной привлекательности и роста?
  • Где есть разрывы в доверии и понимании между государством, иностранными инвесторами и российским бизнесом?

Модератор:

Ключевые выступления:

09:30 – 11:00
2 корпус, 2 этаж, Аудитория 237
Климатическая повестка: что изменит все?
Деловая программа
Деловой завтрак

«От решения климатической проблемы зависят качество жизни всех людей на планете, экономический рост и устойчивое социальное развитие целых регионов Земли», – сказал В.В. Путин на Климатическом саммите ООН.

В сентябре 2019 г. Россией было принято Парижское соглашение по климату, что стало очередным шагом на пути к целям 2025 г. и долгосрочным перспективам 2030 и 2050 гг. Какие вызовы нас ожидают? Какие инструменты позволят достичь намеченных целей, как соблюсти баланс и не навредить росту экономики?

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое климатическая повестка?
  • Каким потенциалом располагает современный мир для ответа на климатический вызов?
  • Возможности технологического развития в условиях климатического вызова.

Модератор:

  • Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»

Ключевые выступления:

10:00 – 11:00
5 корпус, 5 этаж, Актовый зал
Глобальная повестка: вызовы, возможности, риски
Деловая программа
Открытый диалог

Вопросы для обсуждения:

  • Глобальная повестка: вызов, возможности и риски.
  • Ключевые тренды и вызовы наступающего десятилетия - для мира и для Европы.
  • Каковые политические и социально-экономические последствия цифровизации?
  • Существует ли сейчас в политическом сознании понимание Европы - от Атлантики до Урала? Или даже от Атлантики до Тихого океана?
  • Каковые перспективные Европейского Союза. Будет ли Новое десятилетие более спокойным для ЕС, чем предыдущее.
  • Грозит ли новый глобальный кризис в недалеком будущем?

Участники:

09:30 – 11:00
5 корпус, 4 этаж, Белый зал
Кооперация государства и бизнеса в цифровой гонке
Деловая программа
Панельная дискуссия

В XXI в. дальнейшее развитие компаний и государства напрямую связано с использованием цифровых технологий для решения всевозможных задач. Применение облачных технологий, анализ больших массивов данных при помощи методов искусственного интеллекта становятся стандартной практикой.

Однако создание собственных мощностей для выполнения таких задач посильно только крупным компаниям. Вопросы оцифровки, хранения и анализа данных остаются открытыми, дорогостоящими и сложными для всех сторон. Государству очень сложно инвестировать в данную область, так как образ конечного продукта на данном этапе неочевиден, законодательство не успевает за цифровыми технологиями. Поэтому складывается ощущение, что оптимальной стратегией является создание кроссплатформенных решений, которые позволяют экономить на масштабе и предоставляют облачные сервисы большому количеству компаний и государственных органов.

Вопросы для обсуждения:

  • Возможна ли кооперация бизнеса и государства в решении данного вопроса? Какие шаги должны сделать обе стороны?
  • Кому должны принадлежать права на данные решения?
  • Как должны быть распределены финансовые и человеческие ресурсы?

Модератор:

Участники:

09:30 – 11:00
5 корпус, 3 этаж, Зеленый зал
Цифровая революция в образовании и новые технологии обучения
Деловая программа
Панельная дискуссия

Цифровые технологии меняют облик системы образования. Потоки информации, возможности для передачи и восприятия образовательного контента, короткие курсы и индивидуальные траектории, платформенные решения для системы образования – все эти тенденции трансформируют университеты и выводят на рынки образовательных услуг новых игроков.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими будут университеты в цифровую эпоху?
  • Могут ли классические университеты быть вытеснены платформенными технологическими компаниями?
  • Меняются ли внешние эффекты от высшего образования, влияние высшего образования на развитие общества?
  • Какие технологические и организационные решения будут доминировать в образовании?
  • Нужно ли ускорять или сдерживать внедрение современных технологий в образовании?

Модератор:

Участники:

  • Михаил Котюков, министр науки и высшего образования Российской Федерации
  • Бен Нельсон, основатель, председатель и генеральный директор Minerva
  • Дмитрий Песков, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития
  • Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ
  • Энио Омае, главный вице-президент EF Education First
09:30 – 11:00
5 корпус, 3 этаж, Красный зал
Горизонты экономической политики
Деловая программа
Экспертная дискуссия

Мы являемся свидетелями смены модели развития всей мировой экономики. Кризис 2007–2008 гг. завершил эпоху «классического» роста экономик, как он описан в учебниках и как его привыкли представлять политики. Новые тренды – это низкие темпы роста экономик, перемещение центров экономической активности в развивающиеся страны, прежде всего в Азию, приоритет целей устойчивого развития, низкая эффективность традиционных инструментов экономической политики, активизация протекционизма.

Смена модели развития означает также пересмотр взглядов на инструменты экономической политики. Предыдущие глобальные структурные кризисы (1920-х и 1970-х годов) показали, что в новых условиях традиционные подходы и инструменты экономической политики теряют свою эффективность. И в этот период от экономической науки и политиков требуется поиск новых решений, которые станут мейнстримом в экономической политике на ближайшие десятилетия.

Вопросы для обсуждения:

  • Инструменты экономической политики – от краткосрочных до долгосрочных.
  • Традиционная экономическая политика и пределы ее возможностей.
  • Концепция устойчивого развития и ее соотношение с реальными тенденциями.
  • Долгосрочные тренды мировой экономики. Вызовы и возможности для России.

Модератор:

Эксперты:

09:30 – 11:00
1 корпус, 2 этаж, Синий зал
Государственный служащий: гражданин, профессионал, личность
Деловая программа
Панельная дискуссия

Обеспечение прорывного развития страны во многом зависит от того, кто осуществляет подготовку и реализацию государственных решений, каков уровень ответственности этих людей, насколько результативна их работа. Все это ставит перед государственным управлением и государственной службой задачи мобилизации интеллектуального и лидерского потенциала общества и гражданских служащих, развития и эффективного использования их личностно-профессиональных ресурсов, актуализации личностно-ориентированного управления и ориентации на социальную направленность. Решающим фактором успеха во всех отраслях и областях сегодня выступает эффективное управление талантами и становление процесса их взращивания, привлечения, удержания и поддержки.

Вопросы для обсуждения:

  • Ценности государственной гражданской службы как основа кадровой политики.
  • Качества государственного служащего нового десятилетия в контексте трансформации государственного управления и их оценка.
  • Цифровой профиль государственного служащего.
  • Совмещение «социальных лифтов» и «карьерных лестниц» в системе гражданской службы.
  • Непрерывное профессиональное развитие гражданского служащего: ответственность руководителя и гражданского служащего.
  • Привлечение молодежи на государственную гражданскую службу.

Модератор:

Участники:

Эксперты:

  • Дженфа Лиу, заместитель генерального директора Департамента международных обменов и развития академических программ Пудунской академии подготовки высших управленческих кадров КНР
  • Юрий Синягин, научный руководитель факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС
  • Тахир Базаров, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Татьяна Дьяконова, директор Департамента кадровой политики и развития персонала Министерства экономического развития Российской Федерации
  • Леонид Вахнин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
11:30 – 13:00
5 корпус, 5 этаж, Актовый зал
Налоги в цифровом мире
Деловая программа
Панельная дискуссия

Цифровые технологии все глубже проникают в реальную экономику и охватывают сферы, которые еще вчера казались далекими от цифровизации. Эти технологии меняют жизнь людей и компаний, подходы к управлению экономикой, ведение бизнеса компаний, создают новые сегменты экономики. Налоговые службы – как непосредственные участники отношений государства и с бизнесом, и с населением – все в большей степени ощущают на себе цифровую трансформацию бизнеса и потребления. Новый феномен – экономика совместного потребления – требует изменений сложившихся подходов к налогообложению и налоговому администрированию.

Каковы основные вызовы, стоящие перед налоговыми службами разных стран в современном мире, и в какой степени ФНС России готова к ответу на них?

Вопросы для обсуждения:

  • Цифровая трансформация бизнеса и вызовы для налоговой системы.
  • Правила налогообложения цифровой торговли и операций с цифровыми активами.
  • Цифровые платформы и экономика совместного пользования.
  • Лучшие мировые практики налогообложения и налогового администрирования цифровой экономики.
  • Развитие Федеральной налоговой службы Российской Федерации и ответ на вызовы цифровизации.

Модератор:

Ключевой доклад:

Участники:

11:30 – 13:00
5 корпус, 4 этаж, Белый зал
Климатическая политика и политический климат: Россия в новую мировую эпоху
Деловая программа
Панельная дискуссия

Тема климатических изменений стала стержневой в мировой политике. Глобальное потепление воспринимается в качестве одной из главных угроз существованию человеческой цивилизации как таковой. Это будоражит население планеты и не позволяет лидерам ни одной страны отмахнуться от насущной темы. Ее дальнейшее развитие, вне всякого сомнения, затронет все аспекты жизнедеятельности человечества: смена экономической модели и форм потребительского поведения, изменение приоритетов правительств, воздействие на международные отношения, в том числе посредством использования климатической темы как геополитического и геоэкономического инструмента. Новая модель глобализации будет формироваться под непосредственным влиянием этого фактора.

Россия долго оставалась на периферии дискуссии, тема климата не считалась первоочередной. Однако ситуация быстро меняется. С одной стороны, несомненно, растет интерес граждан к теме окружающей среды. С другой – климатические изменения явно затронут и нашу страну, а перемены в международной обстановке создают совершенно другие условия для проведения внешней и внешнеэкономической политики.

России необходима собственная климатическая повестка. Страна способна внести значительный вклад в решение мировой климатической проблемы, подготовиться к эффективному ответу на вызовы, а также использовать свои конкурентные преимущества для того, чтобы закрепить лидирующие позиции в мировом устройстве.

Вопросы для обсуждения:

  • Как развивается мировая политическая дискуссия о климате? Каких политических изменений в Европе, Азии, США можно ожидать в связи с этим? Сколь высока опасность «климатического протекционизма» со стороны более развитых стран?
  • Как российские ученые оценивают влияние климатических изменений на территории России? Что можно считать позитивными, а что негативными последствиями? Насколько страна готова к ответам на грядущие изменения?
  • В чем уникальные возможности России, которые страна может предложить в качестве своего вклада в решение мировой климатической проблемы? Речь может идти и о природных ресурсах (вода, продовольствие, «холод», пригодное для жизни пространство), и о подходах к созданию новой «зеленой» экономической модели? Может ли Россия стать пионером каких-то технологий, которые способствовали бы успеху «зеленой» экономики?
  • Как можно оценить уровень экологического сознания граждан России? Что необходимо для того, чтобы изменить отношение россиян к окружающей среде и потреблению? Какова должна быть политика государства в этой сфере?

Модератор:

  • Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

Участники:

  • Сергей Иванов, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта
  • Дмитрий Конов, председатель Правления ПАО «СИБУР Холдинг»
  • Руслан Эдельгериев, советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата
  • Олег Хархордин, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, председатель правления Фонда ЕУСПб
  • Владимир Катцов, директор Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова Росгидромета
  • Николай Дурманов, профессор Московской школы управления «Сколково»
11:30 – 13:00
2 корпус, 2 этаж, Аудитория 237
Доверие как фактор и инструмент экономического развития
Деловая программа
Панельная дискуссия

Вопросы для обсуждения:

  • Как доверие влияет на экономическое и социальное развитие страны и достижение национальных целей в современном мире? 
  • Может ли государство добиться успеха, устойчивого развития и быть конкурентным, если оно не пользуется доверием? 
  • Как новейшие технологии и цифровизация влияют на уровень доверия? 
  • Что нужно изменить в работе государственного управления и деятельности основных общественных институтов, чтобы повысить доверие граждан и бизнеса?

Модератор:

  • Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС

Участники:

11:30 – 13:00
5 корпус, 3 этаж, Красный зал
Есть ли место малому и среднему бизнесу в мире закупок?
Деловая программа
Панельная дискуссия

Малый и средний бизнес – важнейший сегмент экономики страны. Только системное взаимодействие на всех уровнях – муниципальном, региональном, федеральном – способно обеспечить развитие российского предпринимательства. С 2007 г. в Российской Федерации взят курс на поддержку небольших организаций и индивидуальных предпринимателей. В качестве правового закрепления преимуществ, предоставляемых этим организациям и предприятиям, 24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Законодательство в сфере закупок упрощается, уходят в прошлое многостраничные заявки на участие, процесс закупки становится доступным, что, несомненно, должно положительно отразиться на развитии предпринимательской активности и повысить эффективность закупочного процесса. В настоящее время существует большое количество инструментов по привлечению к участию в закупках представителей малого и среднего бизнеса.

Вопросы для обсуждения:

  • Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.
  • Настроение малого и среднего бизнеса по участию в мире закупок.
  • Допуск к закупке только СМП или СОНО: ограничение или преимущество?
  • План закупок – новые правила закупки у субъектов МСП.
  • «Прямые закупки» – участие на субподряде: раскрывать или нет?

Модератор:

  • Елена Агапова, директор Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС

Участники:

  • Александр Браверман, генеральный директор – председатель Правления АО «Корпорация «МСП»
  • Татьяна Демидова, директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации
  • Михаил Евраев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
  • Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства
  • Вадим Живулин, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
11:30 – 13:00
5 корпус, 2 этаж, Аудитория 213
Изменение глобального ландшафта: перспективы отношений США и Китая
Деловая программа
Открытый диалог

Современное соперничество крупнейших стран мира выходит далеко за пределы конкуренции на отдельных рынках, оно затронуло практически все сферы – от глобальной политики и иностранных инвестиций до технологий и человеческого капитала. Любые крупные сделка или конфликт теперь рассматриваются под углом взаимодействия США и Китая. Как будет развиваться это взаимодействие? Каковы роль и интересы России?

Вопросы для обсуждения:

  • Каким будет изменение глобального политического ландшафта под влиянием взаимодействия США и Китая?
  • Роль и интересы других крупных игроков – Европейского союза, Индии, Японии, стран Юго-Восточной Азии, России – в этом взаимодействии.
  • Приведет ли взаимодействие США и Китая, развивающееся в текущей форме технологического соперничества и торговых войн, к углублению глобализации и повышению благосостояния других стран?
  • Кто и в чем победит в противостоянии США и Китая?

Модератор:

  • Михаил Коростиков, руководитель международного направления блока маркетинга и коммуникаций ВЭБ.РФ

Участники:

  • Василий Кашин, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ
  • Стивен Роуч, старший научный сотрудник Института глобальных отношений Йельского университета
11:30 – 13:00
5 корпус, 3 этаж, Зеленый зал
Ядерные технологии на службе медицины будущего
Деловая программа
Панельная дискуссия

Методы диагностики и лечения ядерной медицины и лучевой терапии являются одними из самых прогрессивных и активно развивающихся в мировой практике. Ранняя диагностика заболеваний с использованием радиофармпрепаратов и их своевременное лечение призваны способствовать повышению качества и продолжительности жизни. Ядерная медицина стала одной из самых быстрорастущих областей в мире с ожидаемым ростом потребления в 3–5 раз. Что является современными вызовами для развития ядерной медицины в России? Что может ускорить развитие ядерной медицины?

Вопросы для обсуждения:

  • Ядерная медицина: медицина или ядерные технологии?
  • Перспективы развития ядерной медицины в России.
  • Кадры для ядерной медицины.

Модератор:

  • Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»

Участники:

Эксперты:

  • Николай Тюрин, научный руководитель Института физики высоких энергий
  • Анна Гусева, партнер EY, руководитель группы по оказанию консультационных услуг по сделкам предприятиям медико-биологической отрасли
  • Ольга Шпичко, управляющий директор по инвестиционной деятельности ООО «УК «РОСНАНО»
11:30 – 13:00
5 корпус, 2 этаж, Аудитория 214
Инструмент сокращения медицинских ошибок: система управления качеством в медицинской организации
Деловая программа
Экспертная дискуссия

В рамках дискуссии будут обсуждаться нормативные изменения в области лицензирования медицинской деятельности на основе принципов территориального планирования для повышения доступности медицинской помощи, вопросы повышения качества оказания медицинской помощи посредством формирования системы управления качеством на уровне медицинской организации и региона.

Вопросы для обсуждения:

  • Территориальное планирование при выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности как инструмент повышения доступности медицинской помощи.
  • Качественная медицинская помощь как фактор повышения конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.
  • Международный опыт обеспечения качества медицинских услуг. Системы аккредитации и сертификации медицинских организаций.
  • Как выстроить эффективную систему управления качеством медицинской помощи на уровне региона и медицинской организации. 

Модератор:

Участники:

Эксперты:

  • Игорь Иванов, генеральный директор ФГБУ «Национальный институт качества» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
  • Виктор Фисенко, заместитель председателя правительства Приморского края — министр здравоохранения
  • Ирина Серёгина, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
  • Рафаэль Шавалиев, главный врач ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»
14:00 – 15:30
5 корпус, 5 этаж, Актовый зал
Национальная технологическая политика и региональная специфика
Деловая программа
Панельная дискуссия

Технологическая политика в сфере инновационного развития формируется на национальном уровне, при этом ее реализация во многом возлагается на региональные власти и институты развития.

Конкурентоспособность страны во многом определяется возможностью регионов выращивать технологических лидеров, реализуя национальные задачи и отвечая на глобальные вызовы.

При этом процесс реализации технологической политики во многом определяется спецификой конкретного региона.

Вопросы для обсуждения:

  • Как эффективно учитывать региональную специфику при формировании национальной технологической политики?
  • Механизмы синхронизации поддержки технологических компаний на региональном и федеральном уровнях.
  • Возможности формирования межрегиональных механизмов поддержки технологических инициатив.
  • Роль крупного бизнеса в формировании региональной технологической политики.

Модератор:

Участники:

14:00 – 15:30
5 корпус, 4 этаж, Белый зал
Развитие экспорта образования
Деловая программа
Панельная дискуссия

Перед российской системой высшего образования поставлена амбициозная цель – в условиях острой конкуренции за человеческий капитал удвоить к 2024 г. численность иностранных студентов в российских вузах. Кроме увеличения численности студентов, экспорт образования должен стать весомой частью несырьевого экспорта Российской Федерации, служить развитию территорий. Немаловажной задачей становится и трудоустройство иностранных граждан – выпускников российских вузов в российские компании (и в России, и за рубежом). Необходимо определить барьеры, стоящие на пути привлечения в Россию талантливой молодежи из-за рубежа для учебы и работы. Соответственно, должны быть разработаны Концепция и Программа продвижения российского образования на международном образовательном рынке, а также механизмы привлечения в Российскую Федерацию иностранных студентов с учетом множества факторов, в том числе геополитических, языковых, социальных и культурных.

Модератор:

  • Андрей Волков, директор Института общественных стратегий, научный руководитель Московской школы управления «Сколково»

Участники:

14:00 – 15:30
5 корпус, 2 этаж, Аудитория 214
Финансовый контроль для реализации национальных целей
Деловая программа
Экспертная дискуссия

Реализация национальных целей – ключевое направление деятельности органов власти всех уровней, контроль и оценка которого требуют разработки новой методологии, способов и технологий. Эффективное выполнение данной задачи невозможно без комплексного подхода к финансовому контролю и государственному аудиту. В современной контрольной и экспертно-аналитической деятельности необходимо делать акценты на разработке системных и актуальных критериев оценки, на рекомендациях органам власти в преодолении сложностей в процессе достижения национальных целей развития. В настоящее время происходит создание институциональных условий для проведения независимой внешней и внутренней экспертизы национальных целей на основе анализа и разносторонней интерпретации результатов финансового контроля. Данное обстоятельство привело к изменению понимания роли органов финансового контроля, независимых аудиторских организаций, экспертного сообщества.

Вопросы для обсуждения:

  • Методология, способы и технологии контроля и оценки реализации национальных целей.
  • Институциональные условия проведения независимой внешней и внутренней экспертизы реализации национальных целей.
  • Роль органов финансового контроля, независимых аудиторских организаций, экспертного сообщества в контроле и оценке реализации национальных целей.

Модератор:

Эксперты:

  • Роман Артюхин, руководитель Федерального казначейства
  • Татьяна Блинова, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
  • Светлана Ячевская, заместитель председателя ВЭБ.РФ — член правления
  • Евгений Данчиков, министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы
  • Михаил Бесхмельницын, начальник Контрольно-аналитической службы генерального директора – председателя Правления ОАО «РЖД»
  • Артем Ларин, партнер, руководитель группы услуг в области чистых технологий и устойчивого развития EY
  • Александр Быстряков, заместитель директора Института государственной службы и управления РАНХиГС
  • Элина Сидоренко, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО МИД России
14:00 – 15:30
5 Корпус, 3 этаж, Красный зал
Что проверять и как проверять? Новые законы в сфере контрольно-надзорной деятельности
Деловая программа
Панельная дискуссия

В июне 2019 г. Правительство Российской Федерации утвердило План мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины». Поставлена амбициозная задача: обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах. В настоящее время проходят подготовку два новых законопроекта в сфере КНД, которые станут двумя столпами «регуляторной гильотины», – об обязательных требованиях и о государственном и муниципальном контроле.


Вопросы для обсуждения:

  • Каков статус законопроектов об обязательном контроле?
  • Как будет работать «регуляторная гильотина»?
  • Как не допустить профанации реформы?
  • Какие наиболее значимые результаты для граждан и бизнеса будут получены?
  • Как осуществлять риск-ориентированный контроль и надзор по-новому?

Модератор:

  • Юрий Любимов, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

Участники:

  • Талия Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
  • Савва Шипов, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации
  • Виктор Евтухов, статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
  • Алексей Херсонцев, заместитель министра экономического развития – руководитель Росаккредитации
  • Вячеслав Витушкин, руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации
  • Рено Селигманн, директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации
  • Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС
16:00 – 17:30
5 корпус, 5 этаж, Зал заседаний
Новый образ государственного инспектора
Деловая программа
Панельная дискуссия

Существующее законодательство в области контрольно-надзорной деятельности является избыточно сложным, что приводит к непрозрачности контрольно-надзорной деятельности. Переход к риск-ориентированному, интеллектуальному контролю и надзору ставит новый вызов по подготовке государственных инспекторов, обладающих значительным набором компетенций в области анализа и управления рисками, права, информационных технологий, а также специфическими знаниями в области осуществляемого контроля и надзора.

Вопросы для обсуждения:

  • В какие сроки может быть осуществлена переподготовка инспекторов при существующем наборе образовательных траекторий?
  • Подходит ли для инспектора типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих?
  • Какие квалификационные требования должны предъявляться к инспектору?
  • Какими компетенциями, профессиональными знаниями и умениями должен обладать инспектор, осуществляющий различные виды проверок?
  • Достаточно ли минимальных квалификационных требований, определенных в законопроекте «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»?
  • Каковы экономические и юридические последствия таких изменений?

Модератор:

  • Юрий Любимов, заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

Участники:

  • Максим Топилин, министр труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Александр Браверман, генеральный директор – председатель Правления АО «Корпорация «МСП»
  • Светлана Радионова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
  • Михаил Мурашко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
  • Георгий Идрисов, проректор РАНХиГС, директор Института отраслевых рынков и инфраструктуры
16:00 – 17:30
5 корпус, 5 этаж, Актовый зал
Баланс бюджета здравоохранения будущего
Деловая программа
Панельная дискуссия

Общемировой тенденцией нового века является рост расходов на здравоохранение. Это обусловлено и старением населения, и скоростью развития технологий, и возрастанием потребностей населения в целом, и многими другими факторами. Анализ ключевых показателей эффективности бюджета здравоохранения многих стран показывает, что далеко не всегда обладатели большего бюджета занимают верхние строки в рейтингах эффективности систем здравоохранения и показателей состояния здоровья населения. Многое зависит от правильно выбранного баланса и приоритетов, которые позволяют достигать наилучших результатов на всех этапах оказания медицинской помощи. Достижение такого баланса – кропотливая работа по определению наиболее эффективных и комплексных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в долгосрочной перспективе.

Вопросы для обсуждения:

  • Как среди множества подходов и практик формирования бюджета здравоохранения найти максимально эффективный?
  • Формирование бюджета здравоохранения на национальном и региональном уровнях.
  • Как правильно сбалансировать расходы на различные уровни оказания медицинской помощи?
  • Инновации в здравоохранении – когда и как инвестиции возвращаются?

Модератор:

Участники:

Эксперты:

  • Наталья Стадченко, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования
  • Григорий Потапов, генеральный директор «Фармстандарт»
  • Марван Акар, генеральный директор ООО «МСД Фармасьютикалс», управляющий директор MSD в России, Беларуси и Казахстане
  • Луис Диаз-Рубио Амате, управляющий директор по развивающимся рынкам региона EMEA, «Янссен», фармацевтическое подразделение Johnson & Johnson
  • Наталья Колерова, президент группы компаний «Новартис» в России
  • Оксана Монж, генеральный директор компании «Санофи» в странах Евразийского региона
16:00 – 17:30
5 корпус, 3 этаж, Зеленый зал
Технологические вызовы рынку труда
Деловая программа
Панельная дискуссия

Тема грядущих изменений рынка труда становится все более широко обсуждаемой. Все чаще звучат опасения, что в ближайшем будущем новые технологии приведут к значительному снижению числа рабочих мест и массовой безработице. Далеко не все согласны со столь алармистскими прогнозами. Однако мало кто сомневается в том, что будущее приведет к значительным изменениям: будет меняться структура занятости, продолжит снижаться доля так называемой «стандартной» занятости. Старение рабочей силы также будет приводить к значительным изменениям в структуре занятости. Способны ли меры государственной политики в области занятости смягчить трансформационные риски на рынке труда, и в какой мере Россия готова к будущим вызовам?

Вопросы для обсуждения:

  • Влияние технологий на рынок труда: риски, неопределенности и надежды.
  • Что будет представлять собой работа через 30 лет?
  • Грозит ли миру и России технологическая безработица?
  • Старение рабочей силы и рост занятости среди населения старшего возраста: есть ли конфликт поколений на рынке труда? 
  • Что в большей степени соответствует рынку труда будущего – полная занятость, гибкая занятость, нестандартная занятость?

Модератор:

  • Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета

Участники:

  • Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
  • Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
  • Ольга Рухуллаева, заместитель министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа
  • Всеволод Вуколов, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Петр Засельский, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
  • Гила Гамлиэль, министр по делам пенсионеров Израиля
16:00 – 17:30
5 корпус, 4 этаж, Белый зал
Лопнет ли мыльный пузырь элитных школ?
Деловая программа
Панельная дискуссия

Законодательного определения элитных школ не существует. Как правило, к элитным относят школы, обеспечивающие индивидуальный подход к обучению школьников, особую усложненную учебную программу, профессионализм и доброжелательность учителей, необходимое оборудование для обучения, классы на 5–10 человек или просто считающиеся престижными среди родителей.

Отличительной чертой элитных школ являются большие вложения в их инфраструктуру со стороны как учредителя, так и родителей. Современная инновационная инфраструктура школы является ресурсом развития образовательного учреждения, но без профессионализма педагогических кадров невозможно достичь качественных результатов. Как найти баланс между технологичностью и профессионализмом?

Еще недавно к высоким оценкам стремились только ученики. Сейчас баллы за работу получают не только учителя и ученики, но и школы. Параметры рейтингов охватывают огромный спектр образовательных результатов: от ЕГЭ и ОГЭ и олимпиад по различным предметам до спортивных результатов и конкурсов профессионального мастерства WorldSkills. Такая методика, казалось бы, должна стимулировать школы в оказании помощи каждому учащемуся, развивать его способности и таланты. Но реально это невозможно для каждого ученика. И рейтинги превращаются в способ отчета о «качественном» образовании в регионе.

Несмотря на множество позитивных сторон процесса обучения в элитной школе, существуют и много подводных камней. К отрицательным факторам относятся: ограниченный круг общения, недостоверная информация об успехах ребенка, маленький мир в виде элитной школы, высокая стоимость обучения.

В таком случае нужно ли позиционирование элитности? Правомерно ли утверждать, что только в элитных школах можно обеспечить получение учащимися качественного образования и багажа углубленных знаний и умений?

Модератор:

  • Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС

Участники:

  • Павел Зенькович, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации
  • Исаак Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы
  • Дмитрий Климишин, генеральный директор Издательства «Просвещение»

Эксперты:

16:00 – 17:30
5 корпус, 2 этаж, Аудитория 213
Жилищный рынок: тенденции развития
Деловая программа
Экспертная дискуссия

За минувший год жилищный рынок России претерпел изменения: наметились тенденции по снижению ипотечных ставок и предоставлению ипотеки по ИЖС. Нововведения, внесенные в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, изменили правила и механизмы функционирования рынка. Остаются открытыми вопросы: как быстро участники рынка смогут адаптироваться к данным изменениям, какие возможные перспективы развития ждет отрасль в новом десятилетии?

Вопросы для обсуждения:

  • Переход жилищного рынка на проектное финансирование.
  • Индивидуальное жилищное строительство. Ипотечное кредитование ИЖС.

Модератор:

  • Никита Стасишин, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Участники:

  • Александр Плутник, председатель правления, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»
  • Ольга Полякова, заместитель председателя, член совета директоров Центрального банка Российской Федерации
  • Светлана Орлова, аудитор Счетной Палаты Российской Федерации
  • Марат Хуснуллин, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Эксперты: