Ускорят ли пандемия и развитие дистанционных технологий переход к человекоцентризму, когда образование буквально приходит в дом к каждому обучающемуся? Или, напротив, это только создаст иллюзию персонификации и приведет к снижению качества образования? Нет ли противоречия между массовостью и персонификацией обучения? Каких ресурсов потребует переход системы общего образования к человекоцентризму, обсудили на панельной дискуссии «От продукто- до человекоцентричности в общем образовании» во второй день Гайдаровского форума-2022 в РАНХиГС.
Участниками дискуссии стали министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, председатель совета директоров Группа Компаний «Русагро» Вадим Мошкович и помощник Президента Российской Федерации Максим Орешкин.
По словам Максима Орешкина, вся современная экономика выстраивается от понимания потребностей человека, в связи с чем крайне важным является подготовка россиян к будущему еще на этапе средней и младшей школы. «Если мы посмотрим на экономику, мы увидим, что несколько последних лет, может 10-20 лет, происходит серьезная трансформация. Все меняет свои базовые принципы. Отрасли уходят от ориентированности на продукт, на процесс производства этого продукта, и трансформируются в систему, выстроенную вокруг клиента. Если раньше для банков главным был факт выдачи кредита, то сейчас наши ведущие банки выстраиваются от профиля клиента, от понимания его потребностей, и вся работа организации строится вокруг человека», - заявил помощник президента.
В свою очередь министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал, что Министерство разрабатывает технологию, которая поможет повысить квалификацию учителей при работе с детьми. «Мы с командой сейчас разрабатываем технологию, которую можно использовать в повышении квалификации учителей для массовой школы, чтобы учителя умели работать с высокомотивированными школьниками, которые есть уже в каждой школе. У нас зачастую происходит так, что высокобалльники приходят в вуз и говорят: "вот в школе с нас спрашивали, а в вузе мы сами по себе". И многие идут вниз. Очень важно поддержать эту мотивацию, чтобы она шла у каждого школьника вверх", - сказал он. Кравцов также рассказал о важности повышения престижа работы учителя, формирования уважения общества к этой профессии.
Кроме того, министр отметил, что важной задачей является выявление талантов школьников. «И президент говорит, и в национальных целях у нас говорится, что самое важное – раскрыть талант каждого школьника. Мы должны войти в десятку стран по качеству школьного образования», - подчеркнул министр. Сергей Кравцов добавил, что для достижения поставленной президентом задачи крайне важно не допускать ухода от базовых предметных знаний, которые даются общим образованием.
«Мы говорили, что финская система – одна из лучших в мире. Но у Финляндии сейчас уровень образования падает. Они были на 8 месте в мире, а сейчас на 10. Зато в России качество образования растет. Мы были на 14,5 месте, сейчас на 13,5. Почему? Потому что у нас не происходит уход от предметных знаний, как у финнов», - сказал он. Практикоориентированность понижает качество образования, уверен Кравцов.
Видеозапись сессии доступна по ссылке.
Фото: Фадеичев Сергей/Фотохост-агентство ТАСС