Влияние пандемии на глобальный рынок высшего образования и развитие Российско-Французского университета обсудили на сессии «Российско-Французский университет: приоритеты 2022 – новые возможности» в рамках второго дня Гайдаровского форума-2022, проходившего в РАНХиГС.
В дискуссии приняли участие ректор РАНХиГС Владимир Мау, президент Университета Экс-Марсель Эрик Бертон, ректор Национального исследовательского университета ИТМО Владимир Васильев, советник по науке и технологиям Посольства Французской Республики в Российской Федерации Абдо Малак, декан Бизнес-школы NEOMA Дельфин Мансо, заместитель декана Бизнес-школы SKEMA Патрис Удайе, президент Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимир Шевченко. Модераторами выступили ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев и вице-президент по международным отношениям и связям с общественностью Университета Гренобль Альпы Карин Самюэль.
Ректор РАНХиГС Владимир Мау выразил уверенность в том, что с завершением пандемии сфера образования не вернется к привычному режиму. Как показала практика, некоторые программы оказались более эффективны именно в онлайн-формате. Владимир Мау добавил, что и вузы, и высшее образование в целом за прошедшие два года сделали огромный рывок в будущее.
По словам советника Посольства Франции в России Абдо Малака, пандемия, с одной стороны, оказала негативное влияние на образование в мире, с другой, — именно из-за нее университетам «пришлось в срочном порядке перейти на цифровые рельсы». Сетевые университеты, добавил Абдо Малак, активно развиваются в последние годы и обеспечивают доступность качественного высшего образования для молодежи разных стран. «Научное сотрудничество России и Франции выдержало этот удар, мы продолжаем сотрудничество», — сказал он.
Ректор Всероссийской академии внешней торговли и модератор дискуссии Сергей Синельников-Мурылев уверен, что, когда пандемия уйдет, большая часть преподавания в университетах, особенно в сетевых, будет проходить в дистанте: «Наверное, мы будем использовать этот инструмент. Конечно же, говоря о сетевых университетах, мы будем использовать это в большей степени».
Заместитель декана бизнес-школы SKEMA Патрис Удайе также отметил, что благодаря сетевой модели за последние годы сотрудничество вузов значительно укрепилось. В рамках Российско-Французского университета, по его мнению, эффективной может стать гибридная модель обучения. В свою очередь декан бизнес-школы NEOMA Дельфин Мансо рассказала о создании виртуального кампуса, позволяющего продолжать учебный процесс из любой точки мира.
Тему продолжила Карин Самюэль, по ее мнению, тренд на сетевые университеты действительно наметился в последние годы. Она отметила, что в настоящий момент только в Европе функционирует 41 такое объединение.
«Мы, например, состоим в нескольких десятках таких сетей, включая транснациональные. Также есть так называемые партнерские сети, объединяющие бизнес-школы или инженерные вузы», - сказала вице-президент по международным отношениям и связям с общественностью Университета Гренобль Альпы.
Сетевое взаимодействие университетов в мире будет все более и более расширяться, уверен президент РУДН Владимир Филиппов. По его словам, пандемия лишь придала преподавателям и студентам новый импульс к использованию постоянно расширяющихся и совершенствующихся технологических возможностей. И главное, на чем сейчас нужно сделать акцент – грамотно выстроить траекторию и целевое управление сетевого взаимодействия. «Есть три направления сетевого взаимодействия университетов. Первое – расширение возможностей студентов получить квалификацию в другом университете. Второе – помощь «сильных» университетов «слабым». Третье – сетевое взаимодействие, направленное на создание элитных программ в области высшего образования», - считает Филиппов.
По мнению ректора Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимира Шевченко, пандемия коронавируса изменила структуру конкуренции между университетами, поскольку теперь студенты имеют возможность получать онлайн-образование в разных вузах. По его словам, теперь соперничество вузов заключается в создании более привлекательных образовательных программ, а не в привлечении абитуриентов в университет.
В перспективе, полагает ректор Национального исследовательского университета ИТМО Владимир Васильев, вузы перейдут к смешанному обучению с использованием интернет-технологий, искусственного интеллекта, больших данных. И в этот период вузам необходимо будет уделять особое внимание мотивации студентов. «Пандемия к этому совершенно точно подтолкнула», - уверен Васильев.
В завершение дискуссии ее участники согласились с тем, что дистанционный формат не сможет в полной мере заменить очное образование. «Да, были созданы виртуальные платформы, но все это лишь временное, частичное решение проблемы. На мой взгляд, в долгосрочной перспективе такая модель не сможет закрепиться, поскольку физический переезд в другую страну - это важнейший момент. Поэтому нам вместе нужно думать, что делать в сложившейся ситуации», — отметил Абдо Малак.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС